Медиакарта
4:39 | 9 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Фунт лиха для подростка-переростка

...Это лишь одна из тех многочисленных историй, которые попадают в поле зрения комиссии по делам несовершеннолетних. Все они объединены общим понятием «семья», и каждый случай - проблема детей и родителей. Можно сколько угодно кивать на недоработки школы и полиции, влияние улицы и так далее, но основы нравственности, трудолюбия и другие положительные человеческие качества дети изначально получают именно в семье.

Ученик одной из сельских школ нашего района давно известен, как «злостный нарушитель дисциплины». Сказать, что он систематические пропускает занятия, – в корне неверно, по той простой причине, что школу он вообще не посещает. Зато систематически выпивает, дебоширит на улицах, «устраивает концерты» родителям, и всё это для него давно стало нормой жизни. При таком положении вещей разве можно строить оптимистические прогнозы? Заставить его учиться и делать это с удовольствием сейчас уже, наверное, невозможно. Потому что парень в свои семнадцать лет всё ещё является восьмиклассником, хотя его ровесники уже имеют статус будущих выпускников.

В наш район эта семья приехала из Курганской области несколько лет назад, но вот в чём парадокс – по прежнему месту учёбы его четыре года подряд оставляли «доучиваться» в одном и том же классе. По новому месту жительства сельские учителя, наряду с директором школы, с удвоенным энтузиазмом взялись вытаскивать его из «трясины незнания». И вначале всё складывалось неплохо - мальчишка старался… Учился, конечно, не ахти как, но занятия посещал, принимал посильное участие в классных мероприятиях, летом трудился в подростковых бригадах… Но в шестом классе словно «с катушек слетел» - стал систематически пропускать уроки, связался с сомнительной компанией, и сейчас с ним не могут справиться ни мать, ни школа, ни кто бы то ни был. В настоящее время школу не посещает вообще, и причина проста - ему, семнадцатилетнему отроку, не хочется сидеть в одном классе с «салажатами»...

…На «ковёр» подросток явился вместе с матерью. Вёл себя сдержанно, на вопросы отвечал односложно и с явной неохотой, в глаза членам комиссии не смотрел. Правда, не хамил и не огрызался.

В процессе разбирательства выяснилось, что родительницу «трудного» подростка тоже не мешало бы «повоспитывать». Будучи многодетной, она не является образцом здорового образа жизни, так как любит выпить…

Никто не говорит, что воспитывать детей в неполной семье - легко, к тому же переходный возраст – тяжёлая штука. Тем не менее, дальнейшие «перспективы» в отношении с данным подростком наметились отнюдь не радужные. Поступило предложение направить ходатайство в суд о помещении его в школу закрытого типа, где, возможно, ему придётся пребывать под жёстким контролем. Это учреждение, конечно, не настоящая тюрьма, но «цацкаться» там не будут – это уж точно…

Но как глубоко и точно подмечено великим Сухомлинским, суть искусства воспитания не в том, чтобы переделать «трудного» подростка в тихого и послушного, а в том, чтобы помочь ему встать на правильную дорогу… Возможно, и у этой истории будет неожиданный финал – благополучный.

Ведь даже к самому сложному подростку всегда найдётся «ключ», позволяющий воздействовать на наиболее чувствительные стороны его ума, сердца, воли… Всё может в корне измениться – образ жизни, поведение, окружение… Нужно только не опускать руки, а продолжать нелёгкое, но благородное дело воспитания.

Автор: Александра КРИСТОВИЦКАЯ