По улице Аромашево в вечерний час неспешно шёл мужчина почтенного возраста: это угадывалось по осанке, медлительности в движениях. Он давно разработал для себя маршрут здоровья, преодолев который, ночью спал крепко, без тревожных сновидений. Скажу честно, с этим человеком мы давно знакомы, потому без лишних слов я спросил:
– Владимир Васильевич, вы с какого года рождения?
Пеленков остановился, чуть задумался:
– Я уже в возрасте, два года назад отметил своё семидесятипятилетие.
Далее наша непринуждённая беседа потекла по произвольному сценарию.
– В детстве в моей жизни сложилось так, что родители развелись, отец уехал на жительство в Омск, там женился повторно, мы с мамой Анной Павловной остались вдвоём. А позже и вовсе я жил и воспитывался у деда Павла Григорьевича Приходкина.
Дедушка, хоть и добрый был человек, внука не бросил, но малограмотный, большую часть времени работал, дома находился мало. Владимир оказался юношей, который был сам себе на уме. Он серьёзно относился к учёбе в школе, много читал, дружил с такими же ребятами. Как в деревне принято, парень с ранних лет привык к посильному труду по хозяйству. Как мог, помогал деду, который был мастером кузнечных дел. Но особо Владимира увлекла техника: с детских лет он любит налаживать, исправлять различные механизмы, мотоциклы, автомашины. В юности поставил себе цель – стать непременно шофёром.
Быстро летели годы. В 1954-м Владимир Пеленков окончил семилетнюю школу и по направлению районного военного комиссариата поступил на курсы водителей автомашин при Аромашевской автоколонне. Здесь он оказался в своей стихии, учился прилежно, с ходу усваивал учебный материал, со знанием дела проходил практические занятия.
Через год молодой человек получил заветное удостоверение шофёра и был принят на работу в автоколонну по полученной специальности. Из грузовых автомашин на предприятии преобладали ГАЗ-51 и ЗИСы грузоподъёмностью три тонны. В районе в те годы было много колхозов, во всех производили зерно, молоко, мясо. Водители автоколонны ежегодно оказывали хозяйствам помощь в уборке урожая, перевозке зерна, в заготовке сенажа, для чего находились там в длительных командировках. Работал в колхозах на своём «ГАЗике» и Владимир Пеленков.
– В те годы на нашем автопредприятии было три или четыре автоколонны, машин – сотни, – вспоминает Владимир Васильевич. – Забегая вперёд, скажу, что через несколько лет мне довелось работать начальником автоколонны грузовых автомашин.
В 1957 году Владимира призвали на срочную военную службу, которую проходил в течение трёх лет на острове Сахалине. Демобилизовавшись в 1960 году, Пеленков вернулся в родной коллектив и больше не покидал его до 2004 года. Начальник автопредприятия А.К. Лыткин быстро заметил профессионально грамотного, дисциплинированного водителя и выдвинул его на должность контрольного механика. А это обязывает ко многому: автомобиль проходит последнюю перед очередным рейсом проверку на техническое состояние. Позже он занимал должности механика автопредприятия, старшего диспетчера.
Время подсказывало: нужно пополнять багаж профессиональных знаний, чтобы быть на уровне. Владимир Васильевич в середине шестидесятых годов поступает на заочное отделение Челябинского автомобильного техникума и в 1967 году получает диплом техника-механика по эксплуатации автомобилей. В эти годы по воспоминаниям собеседника в коллективе трудились 47 работников – водителей, слесарей, бухгалтеров...
В начале семидесятых годов прошлого века в центре Аромашево стояло бревенчатое здание, в котором функционировала столовая. В общепите, куда частенько заходили обедать проезжающие водители, работала кассиром девушка по имени Евдокия, родом из Юрминки, ставшая в 1962 году будущей женой Владимира. И вот уже более пятидесяти лет они вместе. Отдельно нужно рассказать о строительстве дома, в котором супруги проживают сегодня, о том, как поэтапно пристраивали к нему комнаты, а сами проживали рядом, в вагончике... Супруги вырастили и воспитали дочь Светлану, которой по праву гордятся. Она окончила юридический институт, работала в органах внутренних дел, сейчас майор полиции Решетникова в отставке. Есть у Пеленковых и внуки.
За 49 лет работы Владимира Пеленкова в коллективе автопредприятия сменилось много начальников, руководителей, и все они с уважением отзываются о бывшем коллеге. Мой собеседник также отмечает редкие профессиональные, человеческие качества многих людей, с которыми ему довелось работать: это Павел Костюков, Николай Пеховкин, Иван Сологуб, Александр Осипов, Александр Лыткин, многие другие. Некоторых из них давно нет с нами, но В. Пеленков хранит о товарищах добрую память.
– С Владимиром Васильевичем работали рядом на протяжении многих лет, – сказал о нашем собеседнике сегодняшний директор ООО «Аромашевопассажиравтотранс» В.А. Камшилов._ – Это специалист высокой квалификации, профессионал, особо хочу отметить такие его качества, как ответственность за порученное дело и личная дисциплинированность. Мы проводили ветерана труда на пенсию в 1998 году, но специалист трудился в коллективе ещё на протяжении пяти лет, за что мы ему благодарны._
Фото: автор