В солобоевском Доме культуры имени заслуженного работника культуры Российской Федерации Виталия Максимовича Пачежерцева отметили день памяти этого замечательного, уникального в своём роде человека.
Уже 20 лет как нет в живых талантливого, неугомонного руководителя художественной самодеятельности, но память о нём остаётся в сердцах односельчан, для них навсегда Виталий Максимович – достойный пример руководителя, заводилы, друга.
Интересную историю семьи Пачежерцевых школьникам, жителям села и гостям поведали ведущие мероприятия, подготовленного к памятному дню солобоевским школьным историко-краеведческим музеем трудовой и боевой славы под руководством Натальи Викторовны Герасимовой. В этом ей помогали специалисты Дома культуры, руководит которым ныне Людмила Ивановна Лошакевич. Участие приняли и совет ветеранов, вокальная группа «Юзяночка».
…Шёл 1929 год, когда поженились Максим и Ефросинья Пачежерцевы. Самые трудные голодные годы испытывал народ в деревнях. Но всё преодолели Максим и Ефросинья. Завели коровушку, посадили в огороде овощи, трудились, не покладая рук. Надеяться было не на кого. Не смотря на трудности, любили они народную песню – пели дома, были запевалами в компаниях, их часто приглашали петь на свадьбах, на проводах в армию. Ефросинья Петровна была ведущей на свадебных девичниках, уж такие задорные да с юмором частушки она знала, что от смеха люди не могли удержаться.
Природа одарила супругов красивыми, неповторимыми голосами. Мелодичные песни разносились по всему селу. Нередко односельчане говаривали: «Слышьте, опять Пачежерцевы поют». А пели они русские народные песни «Я под дождичком стояла», «Скатилось колечко со правой руки», «Ямщик» и многие другие.
Но недолгим было счастье. Началась Великая Отечественная война. Максима взяли на фронт. К этому времени в семье было уже двое детей – четырехлетняя Любаша и годовалый Саша. Когда провожала Ефросинья мужа на фронт, то никому слёз своих не показала, а ночью дома уткнулась в подушку и рыдала.
В 1943 году чёрным вороном прилетела похоронка на Максима Ивановича. В ней были такие слова: «Пал смертью храбрых». Солдатке от этого известия было нелегко, хотя понимала, что смерть на войне ходит рядом, но верила, что ещё встретит своего Максима. Предчувствия её не обманули. К счастью, это была ошибка. Максим Иванович в это время попал в плен при освобождении Польши. В одном из боёв он был тяжело ранен, потерял сознание, а когда очнулся, то оказался в лапах врага. Домой солдат вернулся после окончания войны.
Достойных детей воспитали Максим Иванович и Ефросинья Петровна. Дочь Любаша помогала по дому, хотя сама была крохой. Выросла из этой крохи красивая девушка, певунья, плясунья, рукодельница, умница. Сын Саша после окончания семи классов Солобоевской школы поступил в Тюменское музыкальное училище. Уже во время учёбы работал концертмейстером Тюменского любительского оркестра. После окончания учёбы, с 1960 года, Александр Максимович был бессменным руководителем Тобольского оркестра русских народных инструментов. И продолжал учиться заочно в Ленинградском институте культуры, где получил специальность клубного работника высшей категории.
Талантливым в семье Пачежерцевых оказался и Виталий, родившийся в 1947 году. Как-то председатель колхоза «Победа» вызвал к себе молодого баяниста и сказал ему, что необходимо учиться, а колхоз поможет. Уехал Виталий после семилетки к брату в Тобольск, поступил в культпросветучилище музыке обучаться.
Пока Виталий был в Тобольске, в Солобоево построили красивый Дом культуры. Такому дворцу нужен был художественный руководитель с дипломом. И Виталий с энтузиазмом взялся за любимое дело, да так, что народ валом повалил в новый клуб. Организовал оркестр, хор. Сбылась его мечта. А как выйдут на сцену певуньи, в числе которых и сёстры его – Любовь и Мария, также закончившая хореографическое отделение культпросвет-училища, так в глазах баяниста счастье волной плещется, аж слеза прошибает, когда взовьётся песня под высокие потолки…
Это был, пожалуй, единственный человек, который успевал везде и ладил со всеми в селе. Во время сезонных работ на поля выезжала агитбригада «Юзяночка», получившая своё название благодаря мелкой, но сердцу милой речушке Юзе, которая делит село на две части. Агитбригаду везде встречали с улыбками, ждали шуток, задорных частушек и, конечно же, народных песен, слова которых теплом родного края ложились на души односельчан.
Был такой случай: как-то агитбригада «Юзяночка» осенью в вечернее время приехала на битюковское поле, по которому ходил всего лишь один комбайн и скашивал пшеницу. Единственному механизатору стало неловко от того, что ему одному уделяют столько внимания, а самодеятельные артисты выдали всю программу. И когда закончили выступление, увидели, что мужчина плачет.
Не количество присутствующих было важно для Виталия Максимовича, а качество исполнения. Он организовал детский хор, пели и люди среднего возраста, был и хор ветеранов. Солобоевский хор под руководством Виталия Максимовича участвовал в зональных фестивалях в Ялуторовске, в Тюмени, без призовых мест домой не возвращался. В 70-е годы прошлого века был создан вокально-инструментальный ансамбль «Ивушка», в который входили старшеклассники, выпускники солобоевской школы, молодёжь села. А какие великолепные концерты давались в Доме культуры на 7 ноября, 8 марта, 1 мая, День Победы! Все организации села готовили концертные номера. На новогодние представления в ДК не хватало мест, казалось, что весь район собирается на весёлое празднество в селе Солобоево. Большой успех имела русская народная песня, она связывала все поколения, их пели в каждой семье и по различным поводам.
…Виталий горел на работе и сгорел в буквальном смысле этого слова. Это было в 1994 году. Весь народ отмечал День милиции. Милицейская художественная самодеятельность района под руководством Виталия Максимовича давала концерт в Тюмени. Любил Виталий Максимович, чтобы всё было «без сучка, без задоринки». Поволновался, и прямо на сцене у него случился инсульт. Живым в родное село Виталий Максимович не вернулся. Он скончался 18 октября 1994 года…
Но на этом песенное творчество Пачежерцевых не закончилось. У Виталия Максимовича есть дочь Светлана, которая в 1985 году окончила солобоевскую школу, затем Тюменское училище искусств и институт культуры. После смерти отца Светлана стала директором солобоевского Дома культуры, а художественным руководителем – дочка Марии Максимовны Лариса. Они готовили разнообразные мероприятия, принимали участие во всех смотрах и фестивалях. Плодами труда этих замечательных девушек восхищались в районе и области, их ценили, на них равнялись. Именно в солобоевском Доме культуры был открыт филиал музыкальной школы, где дети занимались танцами, пением, игрой на фортепиано. На концерты по-прежнему приходили целыми семьями...
В 1996 году солобоевскому ДК присвоили имя заслуженного работника культуры Российской Федерации Виталия Максимовича Пачежерцева.