Медиакарта
5:12 | 30 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

В числе заслуженных жителей села

В числе заслуженных жителей села
09:17 | 29 октября 2014
Источник: Призыв

Люди, посвятившие жизнь любимой работе, не изменившие своему призванию вплоть до ухода на заслуженный отдых, а порой продолжающие трудиться, будучи на пенсии, – золотой фонд села. В истории страны есть замечательные времена, когда фотографии передовиков производства помещались на Доску почёта. С недавних пор эта традиция в нашем районе возобновилась.

По решению сельской думы

Полтора года назад на заседании сельской думы наградная комиссия, в которую входят работники Дома культуры, школы и первичной ветеранской организации, внесла предложение присвоить звание «Заслуженный житель села» шестерым шипаковцам. Напомню, что «первыми ласточками» стали: полный кавалер орденов Трудовой Славы Мария Ивановна Мезенцева, кавалер ордена Трудовой Славы III степени Анатолий Петрович Завьялов, Вячеслав Николаевич Замятин, который много лет руководил территорией, Александр Леонтьевич Трофимов, который был передовиком-механизатором в бытность колхоза «Победа», ныне работающие педагоги Галина Валентиновна Колычева и Виктор Владимирович Пинигин. Имена известные не только в поселении, но и в районе.

Сегодня стенд «Заслуженные жители села» в фойе здания администрации Шипаковского сельского поселения пополнился новыми фотографиями. На очередном заседании думы звание было присвоено Николаю Николаевичу Колычеву – машинисту-трактористу с более чем сорокалетним стажем, отмеченному знаком отличия Тюменской области «За достижения в труде», Нине Васильевне Черепановой, отработавшей в сельскохозяйственной отрасли 38 лет, отмеченной Благодарностью губернатора Тюменской области и удостоенной звания «Ветеран труда», Октябрине Гавриловне Труфановой, награждённой орденом «Знак Почёта», долгие годы работавшей дояркой.

Родом из Некрасовой

Октябрина Гавриловна Труфанова переехала в Шипаково десять лет назад. Практически вся её жизнь связана с Некрасовой.

– Не считая пяти лет, что жила в Тобольске, – уточняет собеседница. – А попала туда после школы – поехала учиться на ветеринара, вышла замуж и стала жить в семье мужа. Через пять лет вернулась на родину с ребёнком, но уже без мужа.

О неудачном опыте супружеской жизни женщина рассказывает без сожаления. Судьба восполнила этот пробел. Забегая вперёд, скажу, Октябрина Гавриловна ещё дважды выходила замуж, имеет собственных троих детей, семерых внуков, троих правнуков.

– И это не считая двух дочерей третьего мужа, их пятерых детей. Не считая четверых приёмных, которых воспитывает старшая дочь Светлана. Вот и получается, что детей у меня пятеро, а внуков шестнадцать, – показывает она дважды согнутые при счёте в кулаки пальцы рук.

Когда в 1969 году молодая женщина вернулась в родную деревню, Светлане было четыре года. Дома, как справедливо замечено, и стены помогают. А ещё знакомые места, где прошло босоногое послевоенное детство, где знакома каждая тропинка в лесу, где находится неиссякаемый источник – Криванковский колодец.

О святом месте – разговор особый. Для каждого некрасовца это дорогая земля, о которой слагались легенды. Здесь особый воздух, пропитанный запахом трав. Здесь легко и спокойно дышится. Немало загадочных историй, связанных с Криванково, с церквушкой, которая была снесена в годы становления советской власти, с чудотворным влиянием колодезной воды, рассказывали старые жители деревни. В числе юных слушателей была и Октябрина Дегтярёва.

Веру людей нельзя уничтожить запретами. Убедилась в этом на опыте односельчан и на собственном опыте Октябрина Гавриловна. Девятая пятница давно стала традицией. В этот день к Криванковскому колодцу спешат паломники, выстраиваясь в живую очередь.

– Девятая пятница с годами стала праздником. Родственники из Нового Тапа и Юрги, друзья собирались возле моего дома, чтобы отдохнуть, пообщаться, попеть песен, поплясать, – о тех временах напоминают фотографии в альбоме, который просматриваю, слушая хозяйку.

Ударный труд

– Раньше в деревне для женщин была одна работа – на ферме. Первый опыт приобрела подростком, помогая маме, Анне Карпеевне Дегтярёвой, управляться с колхозными коровами. Помню, подоила очередную корову, подходит ко мне председатель и говорит: «Снимай халат». Я сняла и думаю: сейчас ругать будет. А он надел халат, сел под корову и потянул за соски. «Молодец, – говорит, – подчистую выдоила. Быть тебе дояркой». И оказался прав. Как только вернулась домой, устроилась на ферму, мама стала моей наставницей. – И Октябрина Гавриловна вспоминает годы трудовой юности: – В лучшие времена Некрасовская ферма располагалась в двух базах, дойное стадо насчитывало около ста голов. А во время отёла ухаживали ещё и за новорождёнными телятами, а подрастив, их отправляли на Шипаковскую ферму.

Сначала делали всё вручную. За каждой дояркой были закреплены порядка шестнадцати коров, доили по три раза в день. Летом в четыре часа вставали, спешили на выпаса, а после утренней дойки брали литовки, и Александр Кириллович Мезенцев, муж Марии Ивановны, вёз доярок на поле, где они заготавливали зелёнку.

– Помню, как первое время приходилось трудно: косить я не умела, махну литовкой, да только траву приглажу, утру слёзы кулаком и дальше пытаюсь траву срезать. Поставят наверх, чтобы зелёнку сложить, я и это не могу – криво получается. Это потом я стала боевой, а поначалу сильно переживала. Когда базы стали механизированными, количество коров увеличилось кратно, на одну доярку приходилось пятьдесят голов. Правда, доить стали два раза в день. В бытность социалистических соревнований и ударного коммунистического труда наша ферма была в числе лучших в районе. Тогда рядом со мной трудились передовые доярки, чьи имена были в районе на слуху, Мария Ивановна Мезенцева и Анфия Семёновна Люнгрин, Галина Ивановна Семёнова, Анна Тимофеевна Мезенцева.

В общей сложности на колхозной ферме женщина проработала 34 года, из которых четыре – телятницей, 30 – дояркой.

– На первом месте была работа или семья? – задаю вопрос.

– Как-то уже поздней осенью приезжает председатель Николай Трофимович Желтов и говорит: приведите в порядок коров и свои рабочие места, едет проверка из района. Я взяла скребок, быстро почистила коровам бока и собралась бежать домой. Он меня останавливает: куда? А я ему: носки вязать, у меня дети. Он и отступил. Вот и суди сама, что было на первом месте.

Продолжение читайте на страницах "Призыва".

Автор: О. Коновалова