- Ну, что вы скажете, господин бургомистр, о человеке, который ежедневно отправляется на подвиг, точно на службу?
- Я сам служу, сударыня. Каждый день к девяти утра я должен идти в мой магистрат. Я не скажу, что это подвиг, но, вообще, что-то героическое в этом есть.
Источник: х/ф «Тот самый Мюнхгаузен».
А что можно сказать о человеке, который на протяжении тридцати трёх лет ежедневно ни свет ни заря, в любую погоду идёт на ферму и вручную выдаивает 15, а то и 20 бурёнок? Такой же процесс повторяется и в вечернюю дойку. Примерьте на себя такую жизнь, будет ли она вам по силам? Честно говоря, я бы так не смогла.
К другим новостям «Уватских известий»
«А я на работу ходила как на праздник, - с гордостью заявляет жительница деревни Уки, ныне пенсионерка Мофжита Ахмедовна Мухомедярова. - Одевала всегда чистую одежду, красивый, с люрексом платок и с радостью шла к своим коровам. Даже, помню, управляющий совхоза «Горнослинкинский», приехав однажды в наше отделение, сказал: «Доярки в Горной - так, а укинские - блестят». Ферму тоже содержали в чистоте, по двору в тапочках можно было ходить».
Мы познакомились с Мофжитой Ахмедовной, когда в Уках отмечали Курбан-байрам. Укинцы, указав на добротный дом, сказали: «Сегодня там принимают гостей и накрывают праздничный стол, идите, отведайте угощение и пожелайте благополучия хозяйке и ее близким».
Когда на пороге появилась наша группа из трех человек, явно не татар по национальности, никто даже не удивился. Нас приняли с искренним радушием, как самых желанных гостей.
Бабушка Мофжита, несмотря на свои 75 лет, оказалась энергичной, веселой и разговорчивой. «Я и не старая совсем, а женщина средних лет, - заулыбалась она в ответ на наши вопросы о возрасте и не трудно ли ей готовить на всю деревню. - Мой дедушка прожил 110, а бабушка вообще 114 лет.
Здоровье меня не подводит, только иногда давление поднимается. Сама я родом из деревни Карбино, сюда переехала, когда вышла замуж за укин-ского парня».
Мофжита Ахмедовна с юмором рассказала, что по мусульманской традиции суженого ей выбирали родители, которые считали, что супруг обязательно должен быть единоверцем. С Тимирханом они жили душа в душу, родили шестерых детей - пять сыновей и дочку. Но долгого счастья судьба им не дала: муж ушел из жизни, когда младшему сыну не было и пяти лет.
Любой женщине тяжело остаться без крепкого мужского плеча, а уж в сельской местности и тем паче, ведь у сельчанки даже не «двойной», а «тройной» рабочий день - тяжелая работа в животноводстве, большое подсобное хозяйство и нескончаемые домашние дела.
Как выстоять одной под таким грузом? Спас Мофжиту неунывающий, твердый характер и готовность принимать испытания, которые, как она считает, посылает Аллах людям сильным духом.
Справедливости ради нужно заметить, что в советские времена доярки были в почете. Тех, кто добросовестным трудом добивался хороших результатов и надаивал в год более трех тонн молока на корову, называли «трехтысячницами». Им щедро раздавали награды, выбирали депутатами Верховного Совета СССР. Художники вдохновенно писали портреты ударниц: белозубых, загорелых, в легких ситцевых платьицах!
Но каким был этот труд! Советский писатель А. Кузнецов в повести «У себя дома» так описал жизнь доярки Гали. «Она доила, пока пальцы не онемели, спешила выдоить до последней капли... Грело солнце, поднимаясь. Галя стала вся мокрая.
- Одна корова есть, - с облегчением подумала она. - Еще одиннадцать.
Солнце уже крепко припекало, когда Галя закончила вторую корову. И когда она разогнула спину, руки ее уже не держали дужку ведра, глаза заливал соленый пот, а в груди комком стояли рыдания...»
Вот и у Мофжиты, пока дети были маленькие, день начинался на утренней заре и заканчивался глубокой ночью.
«Тридцать лет я доила коров руками. Механизированную дойку сделали за 4 года до того, как мне выйти на пен-сию, - вспоминает ветеран труда. - Я вставала в полпятого утра, под светом звезд и луны шла на ферму, доила и кормила коров, чистила навоз. Затем каждой буренке приносила ведро воды. 15-20 ведер утром и столько же вечером.
Домой приходила, ни рук ни ног не чувствуя, а надо еще и собственную корову подоить, задать корм телятам, гусям, овцам, постирать ребятам одёжку, сварить еду, в огород выйти, полить, прополоть. Не успеешь глазом моргнуть, наступала пора вечерней дойки и опять всё по новой».
Свободнее удалось вздохнуть, когда ребята подросли и взяли часть нагрузки на себя. В выходные от школы дни сыновья говорили: «Ты мама приготовь что-нибудь вкусненькое, а мы на ферму сбегаем, коров подоим».
Летом, когда городская детвора отправлялась набираться сил и здоровья в лагеря и санатории, мухамедяровские мальчишки по полной включались в работу.
Нужно было посадить, окучить, а потом и выкопать 15 соток картошки: чем больше урожай, тем больше обновок к школе, приобретенных от его продажи.
Обязательно успеть запастись лесными дарами: ягодами, грибами, кедровыми шишками, благо село находится в самом центре богатой уватской тайги. Охота и рыбалка тоже прерогатива подрастающих мужчин. Ну и помочь маме на дойке святое дело, которое, кстати, к большому удовольствию мальчишек летом превращалось в настоящее приключение.
Дело в том, что весной стадо перегоняли на плодородные мауленьские пастбища, и добраться туда можно было только водным транспортом: семь километров по речке Укинский Сор. Каждое утро полусонная бригада доярок с малолетними помощниками загружались в маленький катерочек. Вперед плыли, досматривая прерванные сны, а обратно - с задорными песнями-частушками да шутками-прибаутками. И только дождь с ветром мог прервать веселье, тогда уже все обращались к Аллаху, чтобы утлое суденышко не перевернулось на сильных волнах.
Постоянная занятость и труд помогли детям вырасти достойными людьми. Все выбрали дело по душе, получили образование, четверо - высшее. Старший сын Вахит заслужил звание «Почетный шахтер РФ». Дочь Райхана - «Почетный работник образования РФ», продолжает нести «доброе и вечное» ученикам Надцинской школы. Фарук - предприниматель, в Уках имеет небольшое производство по заготовке и обработке древесины, Искандар - тракторист, Саит - инженер-механик, Ахмед - нефтяник.
На 75-летний юбилей, который Мофжита Ахмедовна отмечала в августе этого года, в полном составе приехали три поколения - все шестеро детей, 17 внуков и 8 правнуков. Небольшой и неблагоустроенный домик в Уках для них настоящий домашний очаг, кусочек родины, исконных традиций, куда хочется возвращаться вновь и вновь, чтобы на себе ощутить любовь и ласку сильной, мудрой, терпеливой и надежной бабушки Мофжиты.
Есть люди, которые не занимают высоких постов, не пользуются громкой славой. Они изо дня в день добросовестно трудятся, живут в соответствии с нравственными законами, оставляя добрую память у всех, с кем встречаются. Рассказывать о таких людях, как Мофжита Ахмедовна Мухамедярова надо непременно, потому что их, казалось бы, скромная жизнь и есть настоящий подвиг.
К другим новостям «Уватских известий»
Фото автора