Медиакарта
6:11 | 20 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Горькая правда

Горькая правда
16:23 | 31 октября 2014

«Поднесу я руку к сердцу, поклонюсь прискорбно и попробую всмотреться в душу, что умолкла»

День памяти жертв политических репрессий в Тобольске прошёл по традиции в Тюремном замке.

Звучит реквием. Музыка возносится над «расстрельной» стеной, плывёт над Иртышом и устремляется в небеса. Небо в этот день плачет, то ли дождём, то ли мокрым снегом.

Восстановленный храм во имя Александра Невского принимает тоболяков, пришедших почтить память своих невинно замученных, убиенных предков. Высокие своды, величественные колонны, икона и никаких излишеств. Кстати, в Тюремном замке восстановлены также помещения, в которых молились католики, лютеране, мусульмане.

В тобольских застенках ждали своего последнего часа 2 500 узников. В 1937 – 1938 годах было арестовано 5 444 наших земляка.

Благочинный Тобольского округа протоиерей Михаил (Денисов) отслужил молебен памяти усопших, невинно убиенных, расстрелянных, замученных в тюремных застенках. А когда пришло время проповеди, он сказал то, о чём многие думали, но не решались произнести вслух. «Тогда в нашей стране происходил настоящий геноцид. Уничтожение целого народа. Дай Бог, чтобы эта жестокость больше никогда не повторилась. Но, к сожалению, проблема осталась: тот строй, та идеология, которые привели к этому братоубийству, официально не осуждены. И это печально».

И вот зажжены поминальные свечи. В этот день ставят их перед православной иконой и православные, и мусульмане, и католики. Скорбная память объединяет людей, независимо от их вероисповедания. И в памяти сей обретают люди силу – духовную, нравственную.

Вот и Марвар Аминова, уже пенсионерка, держится изо всех сил, чтобы не разрыдаться. Пришла она помянуть своего дедушку. Жил он в Вагайском районе. Был зажиточным, имел магазин и свою землю. Деда арестовали, привезли в Тобольскую тюрьму. Но осенью, когда шёл снег с дождём, наверное, такой же, как в этот день, он сумел вырваться из застенков. Пробежал 130 километров, чтобы на дочерей хоть глазком посмотреть. Только успел в избу войти, как за ним приехали. Вновь тюрьма. Не расстреляли деда, а отправили на 25 лет в Магадан. По истечении срока он вернулся домой. Дочери его не сразу признали, они-то считали, что отца расстреляли. А вот жену дед так и не увидел, домой он вернулся в день её похорон. Эту трагическую историю Марвар-апа рассказала своим детям, внукам.
Все вместе идут тоболяки – школьники, студенты, трудовой люд, ветераны – к «расстрельной» стене. И красным всполохом возгорает мемориальный камень от десятков гвоздик и роз.

Мирослав ВОЙНИЧ Юрий ПОПОВ (фото)