Медиакарта
10:41 | 19 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Главное, чтобы дети интересовались

В последнее время в образовательную сферу прочно вошла аббревиатура ФГОС. Что это такое, говорилось уже достаточно много. Однако мы побывали в Маслянской средней школе и попытались подробнее узнать о внедрении федеральных государственных образовательных стандартов в учебно-воспитательный процесс. Каждая новинка в той или иной системе проходит апробацию, не может быть так, что всё и сразу получается. Шаг за шагом накапливаются наработки.

– В 2010 году наша школа первая в районе стала участвовать в реализации ФГОС в начальных классах. Педагог Н.Ф.Ляпунова набрала малышей-первоклашек. И все четыре года они занимались по федеральным стандартам. В нынешнем учебном году стандарты у нас внедряются в основном звене, то есть эти ребятишки перешли в пятый класс и продолжают учиться по ФГОС. Прослеживается преемственность в учебном процессе. И на старшей ступени (10 класс) тоже реализуются новые стандарты. Но здесь они в большей степени направлены на внеурочную деятельность, – рассказывает директор Маслянской СШ М.Л.Лежнякова.

В чём отличие ФГОС? Во-первых, это изменения в учебном плане: формирование универсальных учебных действий. Во-вторых, к организации внеурочной работы привлекаются дополнительно работники культуры, библиотекарь, социальный педагог.

– Внеурочная деятельность реализуется по пяти направлениям: спортивно-оздоровительному, социальному, общекультурному, общеинтеллектуальному, духовно-нравственному. Организуются классные часы, часы общения, дети выполняют социальные проекты, работают различные студии, клубы, кружки, – поясняет Маргарита Леонидовна.

У каждого ребёнка свои интересы, способности. И дети выбирают то направление, в котором они хотели бы заниматься, развить собственные таланты. Внедрение ФГОС ведёт к так называемой школе полного дня. То есть подростки должны практически весь день быть под присмотром педагогов. И, конечно же, идёт всестороннее развитие личности ребят.

– Что значит выработать у детей универсальные учебные действия? Нужно сделать так, чтобы в информационном море каждый ребёнок мог правильно ориентироваться, самостоятельно переваривать полученные сведения. Например, работа с текстом. Даётся чаще всего не литературный, с заданиями, которые и выявляют универсальные умения ребёнка. Он выделяет, главное, анализирует, – подчёркивает директор школы.

– Маргарита Леонидовна, школа полного дня – это ведь немаленькая нагрузка на детей? – предполагаю я.

– Конечно! Но смена видов деятельности снимает напряжение и усталость у ребятишек. Они не сидят всё время за партами. Походы, экскурсии в учреждения и на предприятия – всё это интересно, увлекательно и познавательно. И дети сейчас активные, любознательные, – говорит М.Л.Лежнякова.

Если вспомнить кружки нашей школьной жизни, они назывались весьма просто: «Умелые ручки», «Танцевальный», «Весёлый карандаш». Современный мир рождает другие названия. Да и кружковая деятельность имеет широкий спектр.

– У нас работают «Безопасный мир» (основы безопасности жизнедеятельности), «Клуб знатоков», проводится антистрессовая гимнастика. Дети развиваются в музыкальном и эстетическом направлениях. Очень много всего! – рассказывает руководитель образовательного учреждения.

Чтобы воочию увидеть плоды творческой внеурочной деятельности ребят в рамках реализации ФГОС, мы проходим в десятый класс. Войдя в кабинет, сразу замечаем необычную выставку на стенах – спортивные достижения учащихся. Медали, грамоты, кубки, дипломы. Гордость для обладателей наград, стимул для тех, кто пока ещё так не отличился.

– Для меня федеральные госстандарты стали новинкой потому, что это интересно, ответственно и необычно. Мы идём по непроторенному пути. То, что придумаем и сделаем сами, станет нашим результатом, которым смогут воспользоваться те, кто будет идти следом. Каждый день для детей – разные направления. Особенно тянутся они к спортивному. После третьего урока мы с ребятами проводим оздоровительную гимнастику. Поначалу было непривычно, сейчас они сами уже бегут на занятие, – говорит классный руководитель А.В.Мусина.

– После уроков занимаемся по разным направлениям. Всё это для нас интересно! Мне ближе спортивное и духовное. Люблю волейбол, баскетбол, лёгкую атлетику. Считаю, что в нашей школе для всех найдётся то, чем можно заняться! – высказывает мнение десятиклассница Е.Таут.

В любой образовательной новинке красной нитью проходит одно – необходимость заинтересовать детей. Если это получается, значит, идём в правильном направлении, работаем в нужном ритме!

Фото Алексея ЛАВРОВА

Автор: Елена ДАНИЛЬЧЕНКО