Медиакарта
6:31 | 20 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Корабли да якори

Есть спектакли, подобные шёлку – льющиеся тёплой волной. Есть грубые, колючие, но вместе с тем надёжные, что сукно солдатской шинели. Есть населённые лёгкими тенями – полотняные, льняные. Есть бархатные, и фактуры деним, и твидовые. Я даже видел однажды спектакль вискозный, как пионерский галстук из детства.

«Маленький спектакль на лоне природы» по пьесе Степана Лобозёрова – новая постановка Тобольского драматического театра. Продолжая текстильную тему, я назвал бы её ситцевой.

И не ищите в этом сравнении снисходительных ноток (ниток). Ситец – штука полезная и притом весёленькая . «У меня на сарафане корабли да якори …» Ну вот, куда нам без ситца.

«Маленький спектакль…» поставила Марьяна Красильникова. Деревенские комедии Лобозёрова часто становятся объектами самостоятельных работ артистов, но тут несколько иное. Марьяна, имея уже в ридикюле актёрский диплом, получает второе образование, на этот раз режиссёрское. И эта постановка – её дипломная работа.

Здесь возникает вопрос. Начинающие режиссёры часто берут в работу пьесы эстетские, говоря языком героев «Маленького спектакля», заковыристые. Они (режиссёры) готовы свернуть горы и явить миру прежде невиданное, дать театру новое направление, конечно же, создать свою школу… А тут…

– Мне рано об этом думать, – прерывает мои рассуждения Марьяна. – Режиссёром не становятся, поставив спектакль или получив диплом. Для этого нужен опыт, так сказать, режиссёрский портфель с постановками. И за эти постановки не должно быть стыдно. Это главное, а диплом – это только право на высказывание своих мыслей.

Что касается выбора материа­ла… Лобозёров – это внятный автор, доступный язык, знакомые всем нам коллизии. В пьесе есть и моя боль, и мои личные переживания. А у кого, что болит, тот про то и говорит. А что у режиссёра-дебютанта болит? Смотрим, слушаем, стараемся проникнуться.

Справа-слева выгородки – две избы. По заднику тропа, их соединяющая, да бескрайнее поле. Разделяют же стилизованные мостки, которые к финалу должны обязательно трансформироваться в пространный стол (и так оно и было).

Слева – деревенские. Справа – городские. Вечная тема. Неизбывное противостояние. В литературе-драматургии-кино оно порождает массу весёлых и грустных историй, а в жизни – рваные рубахи да битые физиономии.

И вот ходят они друг к другу в гости (каждый со своими целями), пытаются что-то сказать, чего-то добиться. Получается, кажется, не очень, но местные особо при этом не страдают, а вот приезжие, ощутив сполна «гармоники жёлтую грусть», похоже, осознают никчёмность своей жизни.

Молодёжи в «Маленьком спектакле» отведена особая роль. Эта цветастая группировка почти не вмешивается в дела взрослых. Да и замечает ли их вовсе? Она знай себе курсирует по местному «броду», до пены на лентопротяжке загоняя магнитофон «Романтик». И, наверное, в ней видит режиссёр (и мы, зрители, должны увидеть) будущую смычку города и деревни, о которой так много говорили большевики.

Комедия комедией, однако, конф­ликтов, больших и малых, в ней предостаточно. Но в финале обязательно грянет братский стол – полная чаша. И ангелом прорежет черноту небес спутник. И люди бросятся друг к другу да приосанятся, «чтобы не попасть в кадр в непот­ребном виде». И вылетит птичка.

Дмитрий КАРАСИЕР Дмитрий АЛФЁРОВ (фото)