Медиакарта
16:00 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Гром бутылок и пушечная канонада

Весёлое происшествие случилось в Тобольском теат­ре в невесёлый период его жизни… Впрочем, обо всём по порядку.

Город и любимый тоболяками театр Первую мировую войну встретили с музыкой. «Ещё в Тобольске не открылся первый военный сезон, как жизнь заставила местных музыкантов-любителей дать благотворительный концерт в пользу семей лиц, ушедших на вой­ну. Так, 1 октября 1914 года в Народной аудитории прозвучали гимны всех союзных держав в исполнении оркестра и хора под управлением В.Н. Уварова. Они были повторены на официальном открытии сезона 9 октября. Правда, пьеса была выбрана не к моменту – «На жизненном пиру» Вл. А. Александрова». (Из рукописи А.С. Иванова «Три века Тобольской сцены»).

Рецензия на постановку 100-летней давности была дана Виктором Костюриным, отбывавшим в Тобольске ссылку по делам террористическим. Он заявил о непригодности пьесы.

«Публика в большинстве осталась выбором недовольна… Аплодировали после каждого акта, но вряд ли следует обольщаться этими выражениями одобрения, надо учитывать и то, кто аплодирует. Кроме г-жи Херувимовой, в лице которой труппа имеет недюжинную артистку с огоньком, и г. Генбачева-Долина, недурного комика, сколько-нибудь сильного впечатления никому произвести не удалось. Виновата ли тут пьеса или сами исполнители, судить не берёмся. Об одном г. Шевченко можно лишь определенно сказать, что приёмы и манеры провинциальной труппы ему много вредили. Публики было довольно много, сбором артисты, вероятно, довольны, хотя вряд ли это целесообразная политика – ставить в первый спектакль пьесу, которая не захватывает зрителя, рассчитывая на то, что первый спектакль всё равно даст сбор».

От Костюрина же узнаём о том, что оркестр, грянувший гимны перед началом спектакля, был «наш, тобольский, не привозной».

А гром бутылок из заголовка раздался во время 4-го действия. Читаем в рецензии: «Вверху буфетчик потянул по полу стол с бутылками, раздались странные звуки, внизу в партере казалось, точно град застучал по крыше. Кто-то крикнул: «Пожар!» Моментально вся публика вскочила с мест, более благоразумные и спокойные стали кричать: «Оставайтесь на местах!» Но более нервные мячиками подскочили к дверям. Со сцены артисты уверяли, что всё благополучно, г. Патров приказывал музыкантам играть для успокоения публики, но музыканты в большинстве исчезли. Через несколько минут все успокоилось и пьеса была закончена».

От автора всё той же неизданной (надеюсь – пока) книги «Три века Тобольской сцены» А.С. Иванова узнаём о том, что «В сезоне 1914/15 гг. работала драматическая труппа под управлением Владимира Семеновича Генбачева-Долина (антреприза) в составе 20 человек. Женский персонал: Ф.М. Агатова (с пением), В.В. Владимирова, А.П. Гегер-Глазунова, М.В. Каренина, А.В. Линор, С.Е. Лонская, А.Н. Стоян. Е.В. Херувимова, А.В. Шорохова. Мужской персонал: А.А. Ведринский, В.С. Генбачев-Долин (амплуа – простак), А.И. Патров, А.Г. Перов, К.И. Сипович, В.В. Шевченко и др. Режиссеры Генбачев-Долин и Патров, суфлер – П.А. Строев».

Почти все театры России встретили войну «антикайзеровским» репертуаром. В Тобольске 21 октября показали одноактные миниатюры – «Во время перемирия», «Неприятель» и «Проводы новобранца». В заключение грянул апофеоз «Слава России». Три недели спустя тоболяки лицезрели в Народной аудитории одноактовку «Вильгельм колонист, или Одураченный немец».

Дмитрий КАРАСИЕР