Если дольше одной минуты не могу дозвониться до племянницы, которая уже три минуты (!) назад должна была дойти от школы до дома, сразу представляю, как, должно быть, сходили с ума мои родители в то время, когда не было мобильных телефонов.
Телефонов не было, а желание скрыться с дворовой площадки из-под всевидящего отчего окна у детей было непреодолимым. Во двор беглые «путешественники» возвращались, виновато втянув головы в плечи и боясь услышать от соседских тетушек страшное: «Тебя искала мама!»
Но – главное – возвращались. По крайней мере, все друзья моего детства из моего двора возвращались. Время, как это ни банально звучит, было другое…
– Однажды мой девятилетний сын ушел в школу, забыв телефон, – рассказывает Аркадий Коробенин, директор организации «Sky Security», специализирующейся на спутниковой охране личной безопасности. – Мы с женой не знали, есть ли у него с собой ключи, сможет ли он попасть домой… В общем, за несколько часов неизвестности прилично понервничали. С тех пор сын всегда ходит с GPS-трекером: если даже его телефон выключен или недоступен, я всегда могу посмотреть на карте, где он находится.
Впервые Андрей Коробенин всерьез задумался о том, что приборчик, с помощью которого можно было бы наблюдать за передвижением ребенка, – это жизненная необходимость, когда пропала Аня Анисимова. Спасатель со стажем (раньше Коробенин работал в МЧС), он понимал, что поиски, на которые бросился практически весь город, могут, конечно, принести результат, но не такой скорый и положительный, как если бы у ребенка был с собой маячок.
– Я занялся этой темой и выяснил, что велосипед изобретать не надо: существуют GPS-трекеры, при грамотном использовании которых можно в значительной степени обезопасить своего ребенка, да и не только ребенка, а, скажем, пожилых родителей, – продолжает мой собеседник и демонстрирует небольшой приборчик с большой кнопкой «SOS».
К слову, такой прибор можно приобрести во многих магазинах электроники. Не проблема также купить телефон со встроенным GPS-маячком. Функцией GPS-позиционирования («узнай, где я нахожусь») оснащены все смартфоны и айфоны. Поэтому обзавестись чем-то подобным сегодня – не проблема. Проблема: пользоваться так, чтобы это могло, в случае чего, принести реальную пользу.
– При работе с такими приборами никогда нельзя исключать человеческий фактор, – говорит Аркадий Александрович. – Допустим, трекер, который носит с собой ребенок, посылает тревожный сигнал на телефон родителя, а он в этот момент на совещании, выключил звук… Считайте, что момент упущен.
Аркадий Коробенин делает акцент на том, что он не просто продает трекеры (мол, и без него продавцов хватает). Сотрудники его организации готовы обеспечить безопасность клиента «от» и «до». У них – прямая связь с полицией и они не пропустят тревожный сигнал.
– Есть директора школ, которые, когда я обращаюсь с просьбой посетить родительское собрание, воспринимают меня исключительно как коммерческую организацию, заинтересованную продать свои услуги, – рассказывает Коробенин. – Однако при ближайшем знакомстве с темой и они, и родители признают, что вопрос серьезный, актуальный, а наше дело – нужное. Но на этом признании и одобрительных кивках все, как правило, и заканчивается.
Можно было бы предположить, что родители не готовы платить лишние деньги за безопасность своих детей. Но Аркадий Александрович специально провел наглядный расчет затрат на трекер и его обслуживание. Получилось, что день присмотра за ребенком обойдется как… пакет молока.
– Да и не столько в деньгах, по большому счету, дело, сколько в нашем неистребимом русском авось, – уверен мой собеседник. – Многие думают, что то страшное, что случается с чужими детьми и о чем говорят по телевизору, с их детьми не произойдет. Вероятно, этим же авось можно объяснить и тот факт, что о правилах противопожарной безопасности и дорожного движения детям начинают рассказывать еще в детских садах, а правила безопасного поведения на улице уходят на второй план.
Коробенин показывает на экране компьютера, как работает трекер: электронный человечек передвигается по электронной карте города.
– Как реагируют дети на такой контроль? – спрашиваю я у Аркадия Александровича, вспоминая свои юношеские бунты и побеги из двора.
– Конечно, чтобы избежать саботажа, родители должны правильно объяснить ребенку необходимость ношения трекера, – отвечает он. – Большинство детей – с их-то любовью к разного рода гаджетам, – воспринимают это позитивно, как некую шпионскую игру. В конце концов, при правильном подходе несложно объяснить ребенку, что это в его же интересах. Например, кто-то отобрал у него телефон – что он сможет сделать? А так – может нажать кнопку, и на его вызов оперативно среагируют. Если кража произошла в общественном месте – скажем, в парке, – то велика вероятность, что полицейские даже успеют «засечь» злоумышленника по видеокамерам.
В этом смысле, говорит Аркадий Коробенин, хорошим подспорьем в его деле было бы сотрудничество с городской программой «Безопасный город», над чем он сейчас и работает. Еще один шаг навстречу детской безопасности, который сделал Аркадий Александрович, – это промо-акция, которая заключается в том, что организация предоставляет детям трекеры бесплатно в том случае, если родители оформляют договор на полгода или год.
– Вопросов у родителей полно: ведь это для нас, можно сказать, ноу-хау, – говорит Коробенин. – Поэтому я готов каждому все подробнейшим образом объяснить. К этому делу, действительно, надо подходить со всей серьезностью.
Но подходить надо, уверен председатель общественной организации «За безопасное детство» Андрей Крамарский. Некоторое время назад в нашем с ним разговоре мы уже затрагивали эту тему. Помнится, Крамарский сокрушался по поводу того, что трекеры у нас пока воспринимаются с опаской. Мол, не вредно ли? Эффективно ли? А не слишком ли это дорого?
И за всеми этими опасениями «замыливается» основополагающее опасение – за своего ребенка, который – вот ведь ветер в голове! – опять забыл зарядить свой телефон и теперь ходит неизвестно где и непонятно с кем…