Медиакарта
12:44 | 27 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Пояса затянем, но в долги не залезем

01:13 | 12 ноября 2014

Городской бюджет на 2015 год вчера прошел первые депутатские слушания.

В этом году обсуждение главного финансового документа Тюмени пройдет в несколько этапов. На первом заседании постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам досмотр пройдут основные характеристики бюджета. После того, как их одобрят депутаты, основной бюджетный костяк (показатели общего объема доходов, расходов и дефицита бюджета) выставят на суд публичных слушаний, которые состоятся 13 ноября с 18 до 20 часов в актовом зале Дворца искусств «Пионер». Когда этот порог будет преодолен, документ вынесут на утверждение в первом чтении на заседание городской Думы (20 ноября). Затем снова созовут заседание постоянной комиссии (24 ноября), чтобы рассмотреть бюджет во втором чтении. И только после, когда все детали будут утрясены, документ представят на заседание городской Думы 27 ноября – будет поставлена точка. По крайней мере, до ближайшей корректировки бюджета. В прежние годы плановые показатели от итоговых по результатам года всегда отличались существенно в сторону увеличения. Несмотря на всю сложность экономической ситуации в стране в целом, которая не может не сказаться и на регионе, и на городе, можно быть уверенным, что без добавки муниципальная казна не останется и на следующий год.

Обсуждение основных параметров бюджета при таких условиях могло вылиться в жесткую и эмоциональную дискуссию. Чтобы с самого начала направить ее в нужное русло, председатель постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам Ольга Павлова призвала коллег во время выступлений быть конструктивными и не выходить за рамки повестки дня. И передала слово Светлане Черепановой, директору городского департамента финансов.

– За основу формирования проекта бюджета были взяты стратегические цели развития, преемственность бюджетной и налоговой политики, – подчеркнула она в начале. – Учитывались также дестабилизирующие экономические факторы в стране и особенности развития нашего региона.

Директор департамента констатировала, что на формирование бюджета будут влиять отрицательные тенденции, которые, безусловно, будут препятствовать пополнению бюджета. Но этот негатив не изменит нашей основной ориентации в бюджетной политике – поддержке социально незащищенных слоев населения.

Бюджетная политика на ближайшие три года будет логическим продолжением тех направлений этого года: повышение устойчивости бюджетной системы, сохранение социальной направленности бюджетных расходов, обеспечение доступности муниципальных услуг. Неизменным останется и программно-целевой принцип формирования бюджета.

Планируется, что доходная часть бюджета на 2015 год будет равна 20,56 миллиарда рублей. Почти треть от этой суммы (26%) – субвенции из вышестоящих бюджетов, 38 процентов составят собственные налоговые и неналоговые доходы, еще 36 – дотации и субсидии на осуществление муниципальных функций. Ожидается, что каждая из составных частей доходной части бюджета продемонстрирует разную динамику. Самая высокая будет у безвозмездных поступлений – по сравнению с нынешним годом увеличится более чем на 3,4 миллиарда рублей, в том числе более чем на 650 миллионов рублей за счет субвенций. Собственные источники пополнения бюджета – налоговые и неналоговые доходы – фактически останутся на уровне 2014 года. Такое положение дел Светлана Черепанова назвала стагнацией.

Больше всего в копилку налоговых доходов бюджета дадут поступления от налога на доходы физических лиц. По крайней мере, запрограммирована эта ситуация, по словам Светланы Черепановой «очень оптимистично». Но не все собранные по этой статье налоги уйдут в городской бюджет: 77 процентов будет перечислены в региональную казну и только 23 процента в совокупности – в муниципальную.

Больших подвижек за счет поступлений доходов от использования и продажи муниципального имущества, как было в предыдущие годы, в 2015-м не предвидится. Расчетный дефицит бюджета составит 459 миллионов рублей. Основным источником его покрытия будут остатки средств на счете. Кроме того, используют экономию по текущим контрактам, муниципальный грант и дополнительно полученные в течение года бюджетные доходы.

Настало время для вопросов депутатов. Вопреки ожиданиям в зале повисла тишина. – К концу года мы каждый раз приходим с профицитом, – взял слово Николай Руссу. – Может, лучше сразу планировать больший дефицит, чтобы потом по итогам года выходить на «ноль»?

– Мы стараемся оценить ситуацию максимально реально, – ответила Светлана Черепанова. – Исходя из этого и строим прогнозы. Надо учитывать, что прежде чем увеличивать дефицит, надо найти дополнительные источники его покрытия. Привлекать кредитные ресурсы, например, мы может только в тех случаях, когда дело касается расходов инвестиционного характера. Иначе кредиты превратятся в долговую яму, которая может довести до неисполнения муниципальных функций. – Это все слова, – не согласился Руссу. – А вы вспомните опыт Арабских Эмиратов. Нельзя деньги держать в кубышке. Каждые два-три миллиарда рублей – это 500-600 рабочих мест. Что важнее?

– С точки зрения коммерческого подхода к решению проблем – вы, может, и правы, но на муниципальном уровне это не применимо.

– А с чем связаны колебания в объемах формирования Резервного фонда? – уточнил депутат Сергей Морев. – Все это показатели – только расчетные, – успокоила Светлана Черепанова. – К счастью, за последние лет пять мы ни разу не использовали эти средства, предназначенные для ликвидации масштабных чрезвычайных ситуаций. Надеемся, что и дальше они не понадобятся, но согласовали сумму в 100 миллионов рублей на 2015 год.

За такой базовый сценарий бюджетного развития города на ближайшие три года депутаты и проголосовали после почти получасового обсуждения.

Автор: Инна Горбунова