Медиакарта
12:48 | 27 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Тыл противопожарной службы

01:02 | 20 ноября 2014

Слесарь по ремонту автомобилей Анатолий Смольников долгое время работал водителем, но в 90-х годах от его услуг отказались: платить нечем, машины заправлять – тоже нечем, поэтому водители и оказались не у дел… Как оказалось, это сокращение стало для слесаря Смольникова судьбоносным. – Сюда я, как сам думал, пришел временно, – обводит он взглядом большой ангар-гараж, в котором стоят пожарные машины. – Уже 19 лет работаю.

Хорошее отношение к машинам

Гараж или, правильнее сказать, ремонтная зона – это особая территория производственного технического центра Федеральной противопожарной службы ГУ МЧС. Здесь как будто стоят не только пожарные машины, но и где-то в укромном углу запрятана машина времени, возвращающая каждого входящего в советские времена. В рабочем коллективе ПТЦ, как мне показалось, есть что-то советско-киношное: это работяги с добродушными лицами, смущенными улыбками, в промасленных рабочих куртках, чаще называющие друг друга не по имени, а по отчеству – в знак исключительного корпоративного (словечко уже из наших времен) признания.

– А где у нас Палыч?! – бросает клич по гаражу начальник 28-й пожарной части ПТЦ Евгений Бобков, который взялся нас сопровождать по ремонтной зоне – не споткнулись бы об инструмент или, того хуже, не провалились бы в смотровую яму. Они в гараже, где чинят большие пожарные машины, тоже большие. – Работаю, как где! – оттирая руки тряпицей, спешит навстречу Палыч – Анатолий Смольников. В гараже он по праву считается аборигеном – шутка ли, из 35 лет, что существует производственный технический центр, работает здесь больше половины этого срока. Довольно успешно – слесарь высшего разряда. И, что самое главное, уходить не собирается. Временная подработка в 90-х превратилась, ни много ни мало, в дело жизни. – Такие специалисты у нас очень ценятся, – говорит Евгений Бобков. – Закалка у них еще тех времен, есть чувство ответственности за профессию, что ли… А молодые кадры, пройдя у нас обучение и получив практические навыки, часто переходят на другую, высокооплачиваемую работу. Не все, конечно. Есть те, кого по-настоящему затягивает. Возможно, потому что работа это позволяет почувствовать свою причастность к чему-то фундаментальному. Ведь пожарная машина – это не просто ходовая часть, двигатель, бортовой компьютер, что есть в каждом автомобиле. Это еще – и автоцистерна, и насос, от исправности которых зависит успех работы пожарных и, если хотите, целостность и сохранность нашего имущества, а то и наши жизни.

Справедливости ради стоит сказать, что из советского в ПТЦ – исключительно рабочий дух. Технологии ремонта здесь самые современные, говорит Евгений Бобков. Потому что техническая база обновляется чуть ли не каждый год. Вот, например, и высокие автолестницы, и коленчатые подъемники, появившиеся на вооружении пожарных частей, требуют особого подхода. Особенно сейчас, с наступлением холодов, которые не щадят технику. Да и водители пожарных машин вверенную им технику не всегда щадят, замечает Анатолий Смольников. Практически всегда рядовое техническое обслуживание выливается в какой-нибудь ремонт.

В гараже машины отогреваются своим железным громоздким телом и большой автомобильной душой, и дальше – в бой. В среднем, говорят слесари, срок службы пожарного автомобиля на базе «ЗИЛа», «камаза» или «урала» составляет десять лет. При хорошем к нему отношении.

Удавы и аисты

А вот срок службы пожарного рукава гораздо короче – два-три года. Все зависит от того, в скольких переплетах он побывал. – Замечали, наверное, что во время тушения пожаров автомобили проезжают прямо по рукавам, протянутым от гидрантов или пожарных машин, – говорит заместитель начальника производственного технического центра Анатолий Иванов. – Почему-то водители даже не задумываются, что это может, во-первых, помешать тушению пожара. Во-вторых, испортить оборудование… … Из гаража мы перешли в другой цех ПТЦ – с длинным неглубоким бассейном, похожим на террариум: в этом бассейне купают пожарные рукава, похожие на длинных удавов. В воду их окунают, чтобы разморозить после работы на холоде. Перепады температуры – губительны для пожарных шлангов. Почти после каждого пожара в них появляются свищи – их-то и заклеивают работники рукавной базы.

Сначала отмачивают их, потом наматывают на «АИСТ» – агрегат испытания, сушки и талькирования. И если требуется – в ремонт.

Вулканизаторщик Александр Поспелов принимает во всем этом непосредственное участие уже 20 лет. Длинные вереницы длинных рукавов, изо дня в день…

– Не надоедает? – спросила я его.

– Коллектив здесь хороший, поэтому – нет, не надоедает, – отвечает он.

Александр Поспелов оказался в производственном техническом центре тоже в 90-е, когда попал под сокращение на судостроительно-судоремонтном заводе.

Штатная численность всего производственного технического центра – 174 человека: это и аттестованные сотрудники МЧС, и гражданские специалисты. В структуру ПТЦ входят четыре подразделения: две ремонтно-вспомогательные части (в Тюмени на улице 30 лет Победы, 85 и в Ишиме), в которых работают инженеры, мастера связи и газодымозащитной службы, техники, автослесари, маляры, электрогазосварщики. Часть связи, специалисты которой обеспечивают ремонт и обслуживание любых средств связи, состоящих на вооружении МЧС России. И транспортно-хозяйственное подразделение, осуществляющее грузопассажирские перевозки.

Может, звучит несколько высокопарно, но все эти 174 человека после экскурсии, которую провели для нас по центру, представились мне этакими ангелами-хранителями. Так и вижу сцену: работяга в перепачканной мазутом спецовке смотрит вслед отъезжающей от гаража пожарной машине, сплевывает под ноги и чуть слышно говорит под нос: «Ну, ни пуха…» Эту свою фантазию работникам тыла противопожарной службы я рассказывать не стала – засмеют. Хотя кто их знает, о чем они думают и какие заклинания произносят про себя, заправляя очередной дыхательный баллон.

Автор: Мария Самаркина