Медиакарта
7:50 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

Сегодня в обществе идёт становление новой системы до-школьного образования. С всту-плением в силу закона «Об образовании в РФ» дошкольное образование стало первым уровнем системы общего образования. В 2013 году впервые в российской истории был утверждён его стандарт. С 1 января 2014 года он вступил в действие. Об этом нововведении я беседую с главным специалистом отдела образования Е.М. Король.

– Елена Михайловна, что такое стандарт дошкольного образования?

– Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – это документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. Он вступил в силу с 1 января 2014 года. В стандарте отражена совокупность обязательных требований к структуре и объёму основной образовательной программы, к условиям реализации и результатам её освоения. Стандарт – это общественный договор, учитывающий социальные запросы семьи, общества, государства.

– С чем связано введение ФГОС ДО?

– Введение стандарта связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования для того, чтобы обеспечить каждому ребёнку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

– Трудно представить наших весёлых, беззаботных малышей помещёнными в какие-то стандартные рамки. Не обяжут ли их в детском саду и перед выпуском из него сдавать экзамены?

– Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жёстких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жёстких стандартных рамках. В статье 64 закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что никакой промежуточной или итоговой аттестации в дошкольном образовательном учреждении быть не должно. Поэтому в стандарте требования к результатам показаны как целевые ориентиры, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей в этот возрастной период определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребёнка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жёсткая предметность. Развитие ребёнка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.

- Каковы особенности стандарта дошкольного образования?

– ФГОС ДО ставит во главу угла индивидуальный подход к ребёнку через игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребёнка в дошкольной организации.

– Елена Михайловна, что сегодня подразумевает понятие «образовательная деятельность»? Каковы особенности её организации в дошкольном учреждении?

– Непосредственно образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми: с одним ребёнком; с подгруппой детей; с целой группой ребят. Выбор количества детей зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей, вида деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная), от интереса воспитанников к данному занятию; от сложности материала.

Повторю, что важный момент заключается в том, что каждый ребёнок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает такие направления развития и образования детей (образовательные области), как социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Главные особенности организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе – это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, занятие как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду потеряло свою актуальность. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определённой информации об окружающем мире, формирование определённых знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остаётся. Педагоги продолжают заниматься с детьми, но им необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

– Так какое же оно – новое обучение?

– Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. Сегодня перед педагогами дошкольного образования стоит задача – организовать такой образовательный процесс, при котором ребёнок будет максимально развиваться, овладевать различными способами действий в проблемных и неопределённых ситуациях, научится находить собственные варианты решений.

ФГОС дошкольного образования  ориентирует на взаимодействие с родителями: они должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса,  всех проектов, а не просто сторонними наблюдателями.

В соответствии с новыми требованиями ФГОС родители являются полноценными участниками образовательного процесса. Они должны почувствовать свою ответственность за развитие детей, потому что, по словам академика РАО, директора Федерального института развития образования, возглавившего группу разработчиков ФГОС дошкольного образования,  Александра Асмолова, детство обеспечивается (и это главное) поддержкой семьи – как ключевого института развития и социализации ребёнка.

Помимо традиционных форм сотрудничества с семьями воспитанников в настоящее время большое внимание уделяется сетевому взаимодействию с родителями (сайт дошкольного учреждения, электронная почта). ФГОС дошкольного образования, учитывая самоценность до-школьного детства, определяет условия взаимодействия взрослых (педагогов, родителей) и детей, направленные на развитие разнообразных способностей ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и возможностей.

Автор: Марина ЛАКМАН