За 29 лет милицейской службы Михаил Кокшаров ни разу не нарушил своего главного правила: надел погоны – защищай людей.
Михаил Викторович из шахтёрской семьи и с детства знает цену трудовому честному рублю. Из родной Кемеровской области Кокшаровы переехали в Воркуту, навек запомнившуюся белыми ночами да лютыми холодами, а после – в Казахстан. Там Михаил пошёл в школу и занялся акробатикой. А доучивался он уже в Заводоуковске. Добросовестная учёба не помешала Михаилу получить третий взрослый разряд по лыжным гонкам.
В каникулы работал на машзаводе. В первое лето подростку доверили клепать санки, на следующий год – вручную собирать бороны. Окончив школу, он за три заводских месяца получил профессию штамповщика. Но подоспел осенний призыв, и вместе с другими пограничниками Михаил попал на Дальний Восток. В пункте их дислокации ещё оставались участники противостояния на полуострове Даманском.
Вскоре о командире танкового подразделения Кокшарове написали в областной газете: хвалили Михаила за ответственность, требовательность, инициативность. А за успехи в службе младшего сержанта М. Кокшарова наградили знаком «Отличник погранвойск» I степени. После уже в звании старшего сержанта он полгода замещал офицера, исполняя обязанности командира взвода. Михаил никогда не был карьеристом, но, наверное, судьбой ему предначертано было носить погоны, защищать людей. А от судьбы не уйдёшь…
В 1971 году Кокшаров демобилизовался и по направлению военкома пришёл в милицию. Начинал на переднем крае борьбы с правонарушениями – в патрульно-постовой службе. Приглядевшись, начальство назначило Михаила Викторовича старшим инспектором разрешительной системы, а позднее – участковым уполномоченным.
Профессия эта в какой-то мере совмещает все остальные. На участке ты и оперативник, и дознаватель, и следователь в одном лице. Хочешь выполнять служебные обязанности добросовестно? Спи стоя! Правда, по словам подполковника Кокшарова, народ тогда был более спокойным и законопослушным. Выручали участкового отличная физическая подготовка, привычка любое дело доводить до конца и готовность учиться. К тому времени был у Михаила надёжный тыл – жена. Оставив место секретаря в суде, Ольга Владимировна перешла в милицию машинисткой. Работали, растили детей, учились заочно. По ночам супруга лихо строчила контрольные для себя и мужа. Вскоре она стала юрисконсультом, а он – заместителем начальника уголовного розыска по профилактике.
В 1984 году, спасая сына от астмы, уехали Кокшаровы в Крым. Год Михаил Викторович прослужил старшим инспектором охраны общественного порядка в Феодосии. Потом, наскитавшись по частным квартирам, нашёл место в Керчи. До 1996 года работал оперативником в отделе по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Непросто пришлось заводоуковцам в Крыму, где в ту пору закон был под большим вопросом, да и менталитет у людей другой. Но Михаил Викторович и Ольга Владимировна сдюжили! Более того, здесь у них родилась ещё и дочка. Потом Советский Союз распался, и Кокшаровы, внезапно для себя получив украинское гражданство, в 1996 году уехали из Крыма. Их полномочным представителем на Украине остался сын.
В Заводоуковском отделе милиции майору Кокшарову предложили место участкового инспектора на уже знакомом сельмашевском участке. Через год он стал лучшим участковым области.
На пенсию Михаил Викторович ушёл с должности заместителя начальника милиции общественной безопасности. Отдыхать бы подполковнику Кокшарову от трудов праведных, здоровье поправлять, плотничать не спеша, да на охоте душу отводить… А он, шесть лет отработав инженером по гражданской обороне в ЗАО «Автомобилист», вернулся на машзавод, с которого и началась его трудовая биография. Приняли бывшего штамповщика мастером участка по благоустройству и через семь лет добросовестной работы проводили теперь уже на гражданскую пенсию.
Михаил Кокшаров считает, что работникам правоохранительных органов, как и людям штатским, необходимы порядочность, честность, ответственность за порученное дело и уважение к личности другого человека. Вот чтобы сохранить (или привить) эти качества в земляках, он и работал в милиции.
Лилия НАЗАРЕНКО
Фото из семейного архива Кокшаровых