С таким злом, как коррупция, человек начинает сталкиваться ещё с детского сада, куда даже попасть порой можно только заплатив «кому надо». Уличаются в коррупционных преступлениях чиновники всех рангов, сотрудники правоохранительных органов, представители федеральных структур. Как на местном уровне смотрят на проблему борьбы с коррупцией и каковы её результаты, рассказывает Юлия Тарасова, помощник прокурора Абатского района.
- Юлия Сергеевна, что входит в понятие «коррупция» и эффективны ли сегодня меры противодействия ей?
– О том, что берут и дают взятки, мы слышим каждый день. Более того, каждый второй рядовой гражданин лично сталкивался с такой проблемой. Понятие коррупции довольно широко – это злоупотребление служебными полномочиями, получение и дача взятки, коммерческий подкуп. Кроме этого, сюда входят 36 составов преступления из Уголовного кодекса. То есть все те преступления, которые связаны с использованием служебного положения, вопреки интересам общества и государства.
Замечу, что проблема коррупции не чисто российского характера – за рубежом постоянно идут громкие разоблачения коррупционеров. Так уж сложилось исторически, что коррупцию сложно победить, её можно лишь минимизировать. Для этого законодательство России, например, пошло не по пути репрессий, как, предположим, в Китае, а по пути превентивных мер, таких, как контроль за доходами госслужащих и членов их семей, а с недавних пор – и за их расходами.
Сегодня расширен круг лиц, которые подлежат механизмам антикоррупционного контроля. Наряду с чиновниками и госслужащими в этом списке значатся работники центробанка, пенсионного фонда, фондов социального и обязательного медицинского страхования, госкорпораций. Не так давно его пополнили руководители государственных и муниципальных учреждений, к примеру, директора школ, детских садов, комплексного центра «Милосердие» и другие. Они тоже обязаны представлять свои сведения о доходах.
– Стократные штрафы наверняка помогут умерить разыгравшиеся аппетиты нечистых на руку чиновников?
– В 2011 году УК дополняется новым положением – гражданин, уличённый во взяточничестве, штрафуется жестоко – в размере до стократной суммы подкупа. Штрафы становятся основным видом наказания, как и лишение свободы. Мы ориентированы на «экономические» санкции, потому что у нас в полной мере не работает институт конфискации имущества. И для того, чтобы хоть как-то восполнить тот ущерб, который причиняется коррупционными преступлениями, государство пошло по пути внедрения кратных размеров штрафов. Так, простая взятка (до 25 тысяч рублей) наказывается штрафом в размере от 25-кратной до 50-кратной суммы взятки. Взятка в значительном размере (25-150 тысяч рублей) наказывается штрафом в размере от 30-кратной до 60-кратной суммы. За взятку в крупном размере (от 150 тысяч до миллиона рублей) назначается штраф в размере от 70-кратной до 90-кратной суммы, за взятку в особо крупном размере – свыше миллиона рублей – штраф в размере от 80-кратной до 100-кратной суммы взятки.
– На каких коррупционеров сегодня больше всего жалуются граждане?
– Если в 2009 – 2010-х годах был шквал обращений по поводу поборов в садиках и школах, то последние год-два жалуются на это единицы. Там, где есть основания к вмешательству прокуратуры, мы всё проверяем. Или даём поручение правоохранительным органам.
-
Кстати, а правоохранительные органы вы подвергаете проверке?
-
Конечно, последняя была проведена осенью прошлого года. Было выявлено много нарушений антикоррупционного законодательства, к примеру, в части того, что должностными лицами были предоставлены недостоверные сведения о доходах. По результатам проверки шесть должностных лиц были привлечены к дисциплинарной ответственности.
– И всё-таки бытует такое мнение: сколько не разоблачай коррупционеров, всё равно этого мало. Что делать?
– Не давать взятки. И знать законы. Вот, к примеру, в Тюмени осуждён 37-летний А. Комиссаров, инспектор ДПС. В июле этого года он остановил автомобиль, за рулём которого была молодая женщина. Как выяснилось, она была в состоянии алкогольного опьянения. Инспектор разъяснил владелице, что ей грозит штраф 30 тысяч рублей, но за 23 тысячи возможно избежать наказания. Судом А. Комисарову назначен штраф – 100 тысяч рублей. Его уволили из органов внутренних дел с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти в органах внутренних дел сроком на два года. Как говорится, вышло себе дороже.