Медиакарта
21:29 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

За что мы платим?

За что мы платим?
11:07 | 24 ноября 2014

Часто собственники и арендаторы жилых помещений задаются вопросом: «За что коммунальное предприятие взимает деньги?». Вроде бы с поставками воды, тепла и утилизацией твёрдых и жидких бытовых отходов всё более или менее понятно, но о том, что входит в плату за жилое помещение, или как вариант - плата за содержание мест общего пользования, техническое обслуживание и т. п., коммунальные службы часто дают весьма размытые объяснения. Или сами не знают, или намеренно вводят в заблуждение плательщиков. Последние, кстати, тоже не всегда готовы искать ответ самостоятельно, изучая законодательство. За разъяснениями мы обратились к экономисту МКУ «Комитет по ЖКХ Уватского муниципального района» И.В. ВЛАСОВОЙ.

К другим новостям «Уватских известий»

  • Под этими понятиями многие ошибочно подразумевают плату за содержание собственной квартиры. Это не так. Плата за жилое помещение - это расходы на содержание общего имущества. В частности граждане платят за услуги и работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно «Минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» (утв. постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290) сюда входят следующие виды работ: технические осмотры, проверки, контроль параметров и технического состояния жилого дома, устранение неисправностей конструктивных элементов зданий (фасадов, крыш, межэтажных лестничных клеток, лестниц, чердачных помещений, полов, технических подвалов и др.), обслуживание и устранение неисправностей водоотводящих устройств, систем водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, канализации, вентиляции и другого инженерного оборудования, уборка (в частности удаление снега и наледи с крыш), освещение мест общего пользования, очистка дымоходов, промывка и опрессовка систем центрального отопления, противопожарные мероприятия.

Интересна процедура установки тарифа. Размер платы за квадратный метр жилья устанавливает муниципалитет, а управляющие компании имеют право применять установленную плату, если собственники на общем собрании не установили свой размер платы за содержание. Это условие касается нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не реализовано.

На общем собрании собственников по закону можно изменять установленную плату, исходя из затрат на необходимый перечень работ. По многочисленным подсчетам специалистов управляющих компаний и «Комитета по ЖКХ Уватского муниципального района» реальные затраты, необходимые для полного содержания многоквартирников и выполнения всех видов работ, могут достигать 25 рублей за квадратный метр.

Разумеется, речь идет не об одностороннем принятии решения, а о конструктивном диалоге с управляющей (обслуживающей) организацией, с обоснованными требованиями, опорой на реалии ценообразования и оплату труда.

Получается так: если в «Минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» прописаны определенные функции, связанные с содержанием дома, и муниципалитет установил ставку исходя из «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491), а коммунальное предприятие фактически оказывает лишь часть этих услуг, то логично потребовать перерасчета платы. Для этого необходимо обращаться в управляющую организацию, так как она подотчетна общему собранию собственников жилых помещений в многоквартирном доме и контролируется Государственной жилищной инспекцией по Тюменской области.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (ст. 18 и ст. 21) текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также работы, не входящие в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения, проводятся по решению общего собрания собственников, которые утверждают перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер и источник их финансирования.

  • Содержание и ремонт - это разные понятия, и пресловутые 9,25 рубля за квадратный метр - это плата за содержание общего имущества. А вот ремонт - отдельная статья, и требует дополнительных средств. Всё же за собственниками остается право перераспределять собранные деньги из статьи за содержание в счет ремонта общего имущества. Для этого нужно на собрании (очередном или внеочередном) поднять этот вопрос, совместно с представителями управляющей организации обсудить условия и путем голосования принять решение. Не исключены случаи, когда плату придется не снижать, а наоборот увеличивать. Всё зависит от состояния жилища, качества работы обслуживающей организации и пожеланий жильцов.

Немного о расчетах...

Плата за каждую коммунальную услугу определяется путем умножения тарифа на объем, который определяется показанием прибора учета или нормативом. Каждая жилищно-коммунальная организация самостоятельно определяет тарифную ставку исходя из обоснованных затрат на производство коммунального ресурса, которую впоследствии проверяет и утверждает департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области. Очевидно, что такие затраты у разных организаций будут отличаться, и зависит это от протяженности сетей, энергоемкости оборудования, способа производства, стоимости топлива, количества потребителей.

Известна закономерность, когда жители выше оценивают качество оказываемых услуг там, где тарификация прозрачна и максимально подробно отражена в квитанциях. Это называется сервисом.

  • Наверное, каждое коммунальное предприятие чем-то отличается в лучшую сторону. Например, Уватское, Демьянское и Ивановское КП рассылают своим потребителям подробные квитанции, а несомненным плюсом обслуживающей организации поселка Демьянка является уборка подъездов и лестничных клеток.

Иногда в квитанциях можно встретить графу «субсидия» или «льгота» с проставленными суммами. Это показатель еще одного важного механизма: в Тюменской области продолжает работать правило сдерживания роста платы за коммунальные услуги. В соответствии с постановлением губернатора Тюменской области от 30 апреля 2014 года № 56 предельный индекс изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципалитетах региона во II полугодии 2014 года и I полугодии 2015 года ограничен величиной 7,55%. Если этот барьер превышается, то из итоговой суммы вычита-ется сумма превышения 7,55-процентного роста платежей за коммунальные услуги.

Следует отметить, что если в совокупном доходе семьи доля платежей за ЖКУ превышает 22%, то такой семье положена выплата субсидии при условии своевременного внесения платы за данные услуги. Обратиться по этому вопросу можно в АУ «КЦСОН Уватского муниципального района».

В заключение несколько слов о вывозе жидких и твердых бытовых отходов.

В соответствии с действующим законодательством стоимость услуг по вывозу жидких и твердых бытовых отходов устанавливается организациями частной формы собственности исходя из обоснованных затрат. Стоимость же данных услуг для муниципальных предприятий устанавливается органом местного самоуправления или органом исполнительной власти субъекта РФ.

Сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты определяются договором между жилищно-коммунальной организацией и потребителем. Измеряется объем в кубических метрах.

Для владельцев частных домов есть возможность сэкономить: можно внести изменения в договор на оказание услуг с целью оплаты фактически вывезенных ЖБО, предоставив параметры септика, либо перейти на оплату по показаниям прибора учета энергетических ресурсов.

Для многоквартирных домов размер платы за вывоз ЖБО и ТБО должен включаться в размер платы за содержание и ремонт жилого помещения (согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме № 491). Устанавливать такую плату следует также на общем собрании жильцов, а рассчитывать исходя из площади жилья.

Кто платит, тот и заказывает музыку. По логике вещей, определять спектр услуг должны собственники, а коммунальные предприятия их оказывать. Но до сих пор обе эти роли исполняют управляющие компании. И причина в пассивности самого населения. Едва ли найдется дом или микрорайон, где за последние пару лет жильцы организовали общее собрание собственников, обсудили объем услуг и плату за них.

Инициативность жильцов - ключ решения многих проблем. Регулярные (не реже раза в квартал) собрания собственников помогут снизить напряжение между поставщиками и потребителями. В любом случае диалог должен продолжаться, и чем чаще, тем продуктивнее будет сотрудничество.

К другим новостям «Уватских известий»

Фото автора

Автор: Владимир НАСЫРОВ