Медиакарта
16:31 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Вирус коррупции. Как с ним бороться?

02:19 | 26 ноября 2014
Источник: Сельская новь

Рынок коррупции в России велик и пока непобедим, однако с каждым годом меры противодействия ему всё больше ужесточаются. В связи с этим правительство РФ ежегодно подписывает различные указы, направленные на решение проблемы коррупции в стране. Мы продолжаем начатый в прошлом номере газеты разговор с Ю. Тарасовой, помощником прокурора Абатского района, о том, какие законодательные нормы позволяют пресечь коррупцию на корню.

  • Юлия Сергеевна, антикоррупционное законодательство достаточно объёмно, но при слове «коррупция» у рядовых граждан возникает стойкая ассоциация с Уголовным кодексом, со взяточничеством. Что же такое коррупция и какие законодательные нормы призваны пресекать её проявления?

  • Действительно, законодательство о противодействии коррупции включает в себя не только нормы Уголовного кодекса, но и Национальный план, и Национальную стратегию противодействия коррупции, ряд федеральных законов. Кстати, определение «коррупции» дано в Федеральном законе «О противодействии коррупции», оно включает в себя: злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды.

Надо сказать, что самая благодатная почва сегодня для нарушения закона – это государственные закупки, заключение договоров и т.д. В качестве примера приведу нашумевшее в прошлом году дело, когда один из детских садов г. Ишима в больших количествах закупал красную икру и красную рыбу. За этим последовали проверки других детских садов области и нашего района, в частности. В ходе проверки установлено, что в дошкольном учреждении распространена порочная практика выплаты денежных средств детского сада друзьям и родственникам директора учреждения под видом оплаты оказанных услуг (работ) по гражданско-правовым договорам, в отсутствие подтверждающих документов.

Установлено, что директором образовательного учреждения необоснованно заключались гражданско-правовые договоры на выполнение различного рода услуг (работ): неоднократно, на протяжении 2011, 2012 и 2013 годов, заключались договоры возмездного оказания транспортных услуг с индивидуальным предпринимателем. Отсутствие подтверждающих документов не явилось препятствием, и ИП получил денежные средства по всем заключённым договорам. В ходе опроса ИП пояснил, что с директором детского сада он находится в дружеских отношениях. В ходе проверки были установлены и другие нарушения.

В адрес главы района в апреле 2014 года было внесено представление об устранении нарушений закона. Директор и главный бухгалтер привлечены к строгой дисциплинарной ответственности. Кроме того, директор возместила материальный ущерб, причинённый бюджету (вернула деньги, которые незаконного выплатила). Распространённым является и издание нормативно-правовых актов с нарушением требований закона. В прошлом году, например, подготовлено представление по поводу аттестации муниципальных служащих. В нарушение требований действующего законодательства аттестационная комиссия состояла только из муниципальных служащих, тогда как кроме них в ней должны состоять ещё и независимые лица. Получается, что муниципальные служащие аттестовали сами себя. Ещё интереснее был факт, когда член аттестационной комиссии и аттестуемое лицо – один и тот же человек. О какой оценке в данном случае может идти речь? И подобных примеров можно приводить множество.

  • Законодательство, регламентирующее порядок прохождения государственной и муниципальной службы, налагает на чиновников ряд запретов и ограничений, в том числе запрет на осуществление предпринимательской деятельности. А как карается нарушение этих требований?

  • Действительно, государственные и муниципальные служащие обязаны соблюдать ряд требований, которые установлены законодательством. Здесь я приведу такой пример. Бывшие государственные и муниципальные служащие после увольнения с муниципальной службы с тех должностей, которые указаны в перечне (для каждой структуры это свой список), обязаны при устройстве на новое место работы уведомить бывшего работодателя. Действие этого закона можно рассмотреть на примере бывших работников налоговой инспекции. В соответствии с законом, федеральные государственные служащие, входящие в перечень должностей, утверждённых приказом, обязаны в течение двух лет после увольнения с государственной гражданской службы предоставить бывшему работодателю сведения о новом трудоустройстве. Это делается для того, чтобы предотвратить коррупционные правонарушения и преступления, потому как получается, что бывший налоговый инспектор устраивается в тот орган, который сам проверял.

Если же уведомление не направлено, то ответственность, кстати, очень жёсткая, возлагается на нового работодателя. В нынешнем году прокуратура Абатского района возбудила одно такое дело: директор детского сада принял на должность главного бухгалтера бывшего работника МИФНС № 13 по Тюменской области. Вместе с тем, сведения о трудоустройстве (новом месте работы) бывшей госслужащей после её увольнения из МИФНС № 13 по Тюменской области в налоговую инспекцию не представлены. Ответственность за неисполнение обязанности, установленной ст. 19.29 КоАП РФ, несёт работодатель. В связи с выявленным нарушением в отношении директора детского сада было возбуждено административное дело по ст. 19.29 КоАП РФ – незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего).

Дело рассмотрено в октябре 2014 года, директору вынесен штраф в размере 20 тысяч рублей. И ещё один момент – законодатель в целях борьбы с коррупцией установил срок для привлечения к ответственности за коррупционное правонарушение шесть лет. То есть человек мог устроиться на работу пять лет назад, а наказание понёс только сейчас.

  • Наверняка, наименее знакомым и понятным из всего спектра мер по борьбе с коррупцией многим покажется словосочетание «антикоррупционная экспертиза». Кто же эти эксперты, и какой инструментарий они используют в своей работе?

  • Понятие «антикорруционной экспертизы» существует в законодательстве всего несколько лет и введено оно Федеральным законом об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов. Такую экспертизу проводят и органы прокуратуры, и органы Министерства юстиции РФ. Экспертиза заключается в поиске коррупциогенных факторов, то есть таких положений, которые позволяют чиновникам широко толковать действие закона или использовать неопределённые термины в издаваемых ими нормативных актах. Например, в прошлом году прокуратурой района проведена проверка требований действующего законодательства органами местного самоуправления в части проведения антикоррупционной экспертизы. По результатам проверки были вынесены более 10 представлений в связи с тем, что антикоррупционная экспертиза проводилась не в полном объёме. Например, проводят экспертизу только проекта НПА, тогда как обязаны провести и экспертизу принятого НПА и т.д.

Антикоррупционная экспертиза должна проводиться не только в отношении только что принятых актов, но и периодически должен осуществляться мониторинг всех действующих нормативно-правовых актов на предмет того, чтобы они не противоречили действующему законодательству. Должны «мониторить» и те акты, которые утратили свою силу. Бывает, что в ходе проверок выявляем нормативно-правовые акты, в которых употребляются термины, не предусмотренные законом, на граждан возложены обязанности, которые они исполнять не должны, изменены сроки проверок или обжалования решений и другие.

  • Всё вышеперечисленное относится к предупредительным мерам. Наиболее же тяжкие деяния описаны в Уголовном кодексе. Кстати, и там нет слова «коррупция». Что же такое преступление коррупционной направленности?

  • К преступлениям так называемой «коррупционной направленности» относятся как преступные деяния, описанные в главе 30 УК РФ «Должностные преступления» (злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, незаконное участие в предпринимательской деятельности и др.), а также «общеуголовные» деяния, совершение которых связано с исполнением должностным лицом своих обязанностей, например, мошенничество, совершённое лицом с использованием своего служебного положения, о чём мы говорили выше.

Автор: Страницу подготовила Ю. Леонтьева