Медиакарта
16:54 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Прокурорская проверка: взгляд изнутри

Прокурорская проверка:                             взгляд изнутри
09:01 | 26 ноября 2014
Источник: Призыв

Просматривая очередной фильм из телевизионного детективного сериала «Прокурорская проверка», основанного на событиях из реальной юридической практики, думаю о том, как порой удачно складывается всё у работников прокуратуры. И невольно провожу параллель с теми, кто осуществляет надзор за соблюдением наших прав и свобод на территории Юргинского района. Действительно ли всё так легко?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратилась к прокурору района Тимуру Геннадьевичу Львову с просьбой познакомить со всеми деталями очередной проверки.

Неукоснительное соблюдение закона

Прежде чем идти в прокуратуру, захожу в интернет в поисках определений. Ведь именно из всемирной сети, как правило, современный человек черпает информацию. В интернет-энциклопедии читаю: «Прокурорская проверка» – это истребование необходимой документации, получение объяснений от граждан и должностных лиц в рамках рассмотрения сообщения о нарушении законодательства. Сотрудники прокуратуры проверяют решения и действия должностных лиц на признак соответствия их закону, в случае наличия нарушений применяют меры прокурорского реагирования (представление, протест, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предостережение, заявление в суд)».

В назначенный час переступаю порог кабинета Тимура Геннадьевича.

– Прокурорская проверка – это основное правовое средство выявления и пресечения правонарушений и установления обстоятельств, им способствующих. В ходе проверки устанавливается, имело ли место нарушение закона, – поясняет он. И добавляет: – Мы не финансисты и не экономисты, мы юристы, которым приходится разбираться во всех сферах деятельности. Порой самостоятельно, без помощи специалистов.

– Мне хотелось бы пройти поэтапно весь путь, которым следует работник прокуратуры, осуществляющий проверку по сообщению о нарушении закона, – излагаю свою просьбу.

– Чтобы была полная ясность, Вам лучше поговорить с сотрудниками, непосредственно занимающимися этим, – и Тимур Геннадьевич направляет меня к своим заместителям – Анастасии Сергеевне Бокаревой и Евгению Николаевичу Волику.

С выездом на место

Анастасию Сергеевну застаю за кипой папок. Как разобраться в такой куче бумаг? Глядя, как она внимательно изучает очередной документ, чувствую себя некомфортно: ведь мне предстоит оторвать её от работы, требующей предельного внимания и скрупулёзности.

Узнав, зачем я пришла, она, отложив в сторону папку, рассказывает о процедуре в целом:

– Прокурорские проверки бывают разные. Одни ограничиваются лишь запросом документов, когда, исходя из их содержания, можно сделать вывод: есть нарушения действующего законодательства, прав и свобод человека и гражданина либо нет. В других случаях для этого требуется выезд на место проверки. Иногда к участию в проверках привлекаются сотрудники других государственных органов и органов местного самоуправления. Однако независимо от вида проверки все они имеют единую цель – установить факт наличия либо отсутствия нарушений в проверяемой сфере жизни общества и государства, принять меры к их устранению в случае обнаружения и недопущению впредь.

Анастасия Сергеевна трудится в Юргинской прокуратуре чуть больше года. Мне импонирует её работоспособность, умение доступным языком рассказать о сложной юридической деятельности. И наш разговор, больше похожий на правовой ликбез, является ещё одним подтверждением этому.

– Какая проверка наиболее запомнилась? – продолжаю расспрашивать.

– По защите детей от вредной информации, – не задумываясь, отвечает она. – По заданию областной прокуратуры в декабре 2013 года мною проводились проверки образовательных учреждений района. В течение трёх дней выезжала в школы и плотно работала с книжным фондом библиотек.

– Но ведь это тысячи и тысячи книг – море литературы?! – не удержалась я от восклицания.

– Не так уж и много, если учесть, что в рамках данной проверки интерес вызывает художественная литература. При этом литературу, изданную в советское время, можно было не принимать во внимание. Просматривала в основном книги, поступившие в последние годы, новинки. О внутреннем содержании судила по обложке, названию, аннотации. Если появлялись сомнения, просматривала выборочно текст книги. В результате нашла несколько изданий, содержащих запрещённую для распространения среди детей информацию. Так, в библиотеке Шипаковской школы нашла книгу эротического содержания, Лесновской – книги, описывающие «прелести» преступной жизни криминальных элементов, содержащие воровской жаргон и нецензурную брань. Часть экземпляров была изъята на месте, прокуратурой района внесены представления о том, чтобы отдел образования (в случае с Лесновской школой) и администрация учреждения (в случае со школой Шипаковской) приняли меры по изъятию книг подобной тематики, по привлечению виновных к дисциплинарной ответственности и недопущению подобного в будущем. В итоге была убрана из оборота оставшаяся часть экземпляров книг с запрещённой для детей информацией, проведена сверка библиотечного фонда на наличие таких книг.

Далее А.С. Бокарева вспоминает ещё несколько проверок, в числе которых осенняя поездка в текущем году по территориям поселения, когда в течение недели в рамках комплексной проверки она выявляла несанкционированные свалки, наличие нарушений прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

Устранить предпосылки коррупционных проявлений

Развивая тему прокурорской проверки, переступаю порог кабинета заместителя прокурора Евгения Николаевича Волика.

– Зачастую проверки в сфере противодействия коррупции – это не поиск виновных, а предупреждение нарушений, профилактика более опасных проявлений – преступлений коррупционной направленности, – замечает он. Евгений Николаевич даёт короткое определение понятию: коррупция – незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды как для самого себя, так и для других лиц.

Деятельность прокуратуры по противодействию коррупции можно образно поделить на три основных направления: проведение «общенадзорных» проверок в государственных и муниципальных органах власти, в том числе бюджетных учреждениях; надзор за правоохранительными органами по выявлению и расследованию уголовных дел о коррупционных преступлениях; поддержание государственного обвинения в судах по данной категории дел. Наиболее распространённым и одновременно сложным направлением является первое. При этом чаще всего нарушения касаются предоставления должностными лицами сведений о доходах, в связи с чем прокуратура района проводит ежегодные проверки в данной сфере.

Как раз за подведением результатов я и застала Евгения Николаевича.

– Начинается проверка с анализа сведений об общем количестве государственных и муниципальных служащих, проживающих в районе, – поясняет он. – С этой целью подготавливается единый реестр муниципальных служащих. Затем самое сложное – скрупулёзный анализ и сопоставление предоставленной служащими информации с независимыми сведениями, полученными из иных источников. Как показывает практика, зачастую предоставленные служащими сведения не всегда точны и правдивы, а это прямое нарушение требований закона.

И Евгений Николаевич приводит примеры выявленных в текущем году многочисленных фактов сокрытия муниципальными служащими сведений о своих доходах и доходах супругов, недвижимого имущества, автомототранспортных средств, искажения размеров земельных участков.

– По выявленным нарушениям закона прокуратурой района внесены представления об устранении нарушений в адрес главы района и начальника отдела образования. По итогам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено семеро должностных лиц, – констатирует заместитель прокурора. – С начала года в ходе прокурорских проверок выявлено 85 нарушений федерального законодательства в данной сфере, опротестовано более 40 нормативных правовых актов, не отвечающих требованиям антикоррупционного законодательства, внесено 26 представлений об устранении нарушений закона, по итогам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 51 должностное лицо.

Прежде чем покинуть здание прокуратуры, вновь зашла в кабинет прокурора. За чашкой чая подводим итог моего посещения.

– Удовлетворили своё любопытство? – с улыбкой спрашивает Тимур Геннадьевич.

– Чем больше узнавала о процедуре прокурорской проверки, тем больше вопросов вновь возникало, – честно призналась я. – Тема, безусловно, сложная, но интересная!

Автор: О. Коновалова