Медиакарта
20:58 | 9 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

Один день из жизни фельдшера

Один день из жизни фельдшера
11:25 | 27 ноября 2014
Источник: Слава труду


Каждый из нас имеет представление о профессиях. Знаем, чем занимаются учителя, продавцы, агрономы, строители, доярки, водители... По роду своей деятельности нам, корреспондентам, доводится общаться с людьми разных профессий, наверное, чаще других. Об этих встречах мы после рассказываем на страницах «Слава труду» своим читателям. Сегодняшний газетный материал посвящён этой же теме: речь пойдёт о фельдшере Малиновского ФАПа Е.А. Ларионовой. Следует отметить, что на этот раз я решила несколько отойти от устоявшейся формы сбора информации: вместо привычной беседы провела время с медиком в течение всего рабочего дня. Своими глазами увидела, как складываются её трудовые будни, узнала, чем и как «дышат» простые сельские медики.


Утро фельдшера началось с запланированного забора крови у подопечных, проходящих диспансеризацию. Длинной очереди возле процедурного кабинета не наблюдается, но поток заходящих и выходящих оттуда пациентов не прекращается примерно в течение полутора часов. Елена Александровна на мою просьбу сфотографировать её в процессе работы говорит, что не надо этого делать, потому что, согласно правилам, находиться в процедурке посторонним не разрешается. Чтобы не терять время зря, завожу разговор с посетителями, находящимися в коридоре медпункта. Они живо идут на общение. Ожидающий своей очереди средних лет мужчина делится:

– Я из тех, кто приходит, когда приглашают. Нынче сказали: «Приди пройди диспансеризацию», вот и явился. Насчёт того, нужна она или нет, никогда не задумывался.

Женщина, назвавшаяся Ниной Шевлягиной, выражает своё мнение:

– В лечебных учреждениях я не частый гость, но диспансеризацию стараюсь проходить регулярно. Делать это, считаю, надо. У меня лишь одно пожелание имеется: чтобы о результатах извещали. А то, получается, прошли обследование, и молчок. Даже если со здоровьем у человека всё в порядке, на мой взгляд, следует говорить ему об этом. Интересно же! Кстати, подобные высказывания слышала от многих людей.

Чуть позже, разъясняя своей подопечной ситуацию, сельский фельдшер сказала, что нынче предпринята иная тактика: заведённые медицинские карты останутся в ФАПе до прихода из райбольницы всех результатов медобследования. У сельчан при желании будет возможность ознакомиться с ними.

В Малиновском медпункте, кроме Елены Александровны, работает ещё один фельдшер – Ольга Николаевна Леонтьева. В ходе беседы из уст присутствующих в ФАПе пациентов прозвучали о медработниках только лестные слова. Пенсионерка Фаина Петровна Казанцева, пришедшая в этот день в ФАП для прохождения процедур, назначенных врачом-окулистом поликлиники, назвала сельских медиков своими ангелами-хранителями:

– Представить даже не могу, что было бы, если у нас в селе, как в других деревнях района, закрыли медпункт. Наши девочки, несмотря на любую погоду, идут нас спасать. Да мы без своих фельдшеров пропадём, – сказала она.

Около одиннадцати часов количество пациентов заметно уменьшается. Елена Александровна из процедурки переходит в кабинет, предназначенный для приёма больных. За выдавшиеся свободные минуты успевает рассказать о том, что диспансеризацию ныне должны пройти двадцать два человека. Это те сельчане, которые в силу каких-то причин не сумели сделать это в предусмотренный срок. Кому-то было некогда, кто-то не мог прийти в ФАП из-за непредвиденных обстоятельств или находился в отъезде. Есть и те, кто узнал от прошедших диспансеризацию односельчан о выявленных у них недугах и тоже решил на всякий случай обследоваться (сарафанное радио иногда, как говорится, на пользу срабатывает).

Слышатся шаги, через несколько секунд открываются двери, и на пороге появляется молодой человек. Елена Александровна обращается к нему:

– Яша, ты на диспансеризацию? Тот утвердительно кивает головой. – Снимай одежду, проходи в процедурную.

Осуществив забор крови, фельдшер заботливо предупреждает подопечного о необходимости получения нового медицинского полиса. Юноша ответив: «Хорошо, я поменяю!», исчезает за дверью. Снова друг за другом идут пациенты. Бабушка обратилась к медику с жалобой на повышенное артериальное давление. Две женщины пришли в ФАП с целью прохождения онкологического осмотра. Затем на приёме у фельдшера побывала ожидающая рождения малыша мама. Каждый раз следуют назначения, рекомендации, советы, касающиеся поддержки здоровья. Мне понравились тёплые отношения между сельским доктором и пациентами. Было заметно, что сельчане доверяют ему не только в плане медицины, но и чисто по-человечески. Даже шестимесячный Эдик, пришедший на приём с мамой, завидев Елену Александровну, заулыбался. Малыш спокойно отреагировал на переход из маминых рук к тёте в белом халате, а потом стойко, по-мужски выдержал все манипуляции, которые она проделала с ним. После беседы медика с молодой родительницей последовало заключение: «Всё в норме, ребёнок здоров». На материнском лице засияла счастливая улыбка. Такие слова, наверное, для каждого родителя, как бальзам на душу.

– Война войной, а обед по расписанию, – произнесла Елена Александровна, когда стрелки на часах показали двенадцать.

Фельдшер поделилась, что после перенесённой сложной операции на ноге в редких случаях ходит на обед домой. И вообще к еде равнодушна, чаще довольствуется чашкой фруктового или овощного сока. И только сегодня сделала исключение. За обедом интересуюсь у Елены Александровны о том, удалось ли ей выполнить всю запланированную в Малиновском ФАПе работу. Она говорит, что нет, но завершить её нужно обязательно. Поэтому после поездки в деревню Северную, обслуживание которой закреплено за ней, придётся заскочить к двум малиновским бабушкам, чтобы взять у них кровь на анализы. А ещё на столе осталась стопка детских медицинских карт, которые надо просмотреть и внести данные в план профилактических прививок.

В двенадцать сорок пять к ФАПу подъезжает машина скорой помощи. Елена Александровна ставит на стоящий у входа стул заранее подготовленную сумку для оказания экстренной помощи, коробку с медикаментами на продажу, которые забирает водитель скорой – С.В. Готфрид. Надевая шубу, признаётся, что чувствует некоторую усталость и нужно постараться в пути отдохнуть.

– Обычно мне удаётся это сделать, – говорит фельдшер.

Через пятнадцать минут УАЗ с красным крестом тормозит на одной из улиц в Северной. Фельдшер свою работу начинает с патронажа детей. В обеих семьях, запланированных на посещение, хозяева встречают доктора, как очень желанного гостя. Во время осмотра детей медик интересуется, на грудном вскармливании находятся малыши или переведены на искусственное, спрашивает, какие новые продукты родители ввели в рацион своих малюток. Елена Александровна проводит с обеими молодыми родительницами беседу об организации правильного питания детей грудного возраста. Маму трёхмесячной Дианы и двухлетнего Азата извещает о том, что анализ старшенького показал пониженный гемоглобин в крови.

– Желательно пройти стационарное лечение, – говорит врач.

Мать отвечает, что она с радостью сделала бы это, но в настоящее время у неё нет такой возможности. Тогда в качестве альтернативного варианта фельдшер предлагает попить таблетки и нормализовать питание. Включать в меню мальчика продукты, способствующие повышению гемоглобина. После выполнения патронажной миссии доктор направляется в сельский клуб, где её уже ждут пациенты. Приём проводит в кабинете заведующей клубом. Признаться, в комнатушке тесновато, но зато тепло и чистенько. Первым заходит дед лет семидесяти, чтобы измерить уровень сахара в крови.

– Ой, – вылетает из уст пожилого человека во время процедуры.

– Заойкал, ноги заподжимал, – шутливо говорит медработник.

– Леночка, сам-то ведь я ничего, это тело моё боится.

– Уровень четыре и восемь, – произносит та в ответ.

– Что мне цифры, ты мне, Лена, скажи человеческим языком!

– Сахар в норме.

– Всё понятно. Большое спасибо, доченька.

Следующей пациенткой становится женщина пенсионного возраста. На вопрос медика о самочувствии отвечает, что в последние дни стала чувствовать слабость.

– Таблетки назначенные принимаете? – измеряя тонометром артериальное давление, интересуется фельдшер.

– Да. Вы мне сказали пить по полтаблетки, а я подумала, зачем её делить.

Доктор терпеливо и доброжелательно доводит до пациентки, что самостоятельно увеличивать дозу ни в коем случае нельзя.

– Ваша самодеятельность привела к понижению артериального давления и снижению пульса. Вот отсюда и ваша слабость, – объясняет Елена Александровна.

– Пустырник-то есть у тебя, Леночка? Дай мне четыре пузырёчка, надолго хватит, – едва переступив через порог кабинета, говорит следующая посетительница – бабулька лет семидесяти. Получив лекарственные препараты, продолжает: – В Ангарку, Еленушка, когда, в пятницу поедешь? Там Иван Пальмов живёт, родственник наш. Как поживает-то?

– Да хорошо, держится, – улыбаясь, отвечает медработник.

– Славненько. Ты ему привет передай.

Медик в ответ молча кивает. А бабулька, выходя из кабинета, громко кричит:

– Айда, Пуртов, заходи, твоя очередь!

Обслужив ещё несколько деревенских жителей, пришедших с целью пополнить домашнюю аптечку, фельдшер выезжает на обслуживание вызовов, поступивших от жителей Северной. Елена Александровна побывала в трёх домах, где проживают бабушки. Двум из них оказывает медицинскую помощь на дому, осмотрев третью пожилую пациентку, предлагает съездить в поликлинику.

– Перелома рёбер нет, у вас просто сильный ушиб. Но для подстраховки можно сделать снимок в рентгенкабинете. Завтра машина поедет в райцентр, если желаете, можете поехать с нами, – заботливо предлагает медик.

Бабушка отвечает, что если надумает, то позвонит.

Время на часах пятнадцать с небольшим. Фельдшер говорит, что управились нынче, как положено, в срок.

– Устали? – спрашиваю у Елены Александровны.

– Нельзя ещё, – бодро отвечает фельдшер. – В Малиновке меня две бабушки дожидаются, о которых уже говорила ранее. Отложить посещение на завтра нельзя, они сегодня ждут.

Прощаясь, благодарю Елену Александровну за радушный приём, а также за интересно проведённый день. Она смеётся, говорит, что гостям в Малиновке рады всегда. Машина скорой помощи через какое-то время тоже тронется в обратный путь. Фельдшер обслужит запланированные в родном селе вызовы, но это не будет значить, что рабочий день у неё завершится. Поздно вечером, ночью или ближе к утру может зазвонить домашний телефон, и кто-то в трубку сообщит о серьёзных проблемах со здоровьем. Не раздумывая ни минуты, сельский доктор поспешит на помощь...

Фото: автор

Автор: Лариса ГИЗАТУЛЛИНА