Медиакарта
16:39 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Икона: «благо, ценность, символ»

Создается каталог списков чудотворной иконы Абалакской Божией Матери

До революции 1917 года чудотворная Абалакская икона являлась наиболее почитаемой святыней Сибири. Копии иконы есть в Тюменской области, известны Курганский, Омский, Семипалатинский и другие списки. Поиски первообраза, следы которого затерялись во время гражданской войны в начале прошлого века, пока не увенчались успехом, но чудотворная икона по-прежнему служит источником утешения, вдохновляет на добрые дела.

Недавно аспирантка Тюменской академии культуры, искусств и социальных технологий, сотрудник ТюмГУ Алена Левченко заняла первое место во Всероссийском конкурсе молодых ученых в области искусств в номинации «Искусствознание».

Ее научная работа называется «Икона как продукт профессиональной деятельности: благо, ценность, символ (на основе проекта каталога списков Абалакской иконы)». Она посвящена классификации списков (копий) Абалакской иконы. Особенностью стало выявление стилистических направлений иконописи. Различают каноническое, академическое, народное, монастырское письмо плюс работы иконописных мастерских Багишева, Хлопотова, Караваевых и других на территории Урало-Сибирского региона. В работе также говорится о важности и уникальности сибирских икон, которые являются значимыми для истории и культуры в дополнение к их духовной ценности.

– Сибирская иконопись многообразна, – рассказывает Алена Левченко. – Она изначально совмещает новгородские каноны и северное письмо, местные черты. Иногда встречаются уникальные с точки зрения иконописи образы, которые трудно «разгадать» из-за их стилистических особенностей и многообразного сочетания того или иного письма. В своей научной работе не пытаюсь воссоздать облик Абалакской иконы. Чтобы это сделать, необходимы какие-то точки отсчета, ссылки, фотоснимки. К сожалению, они отсутствуют, известно лишь описание иконы Александра Сулоцкого, а также литография. В одном из номеров «Тобольских епархиальных ведомостей» за 1882 год приведена иллюстрация иконы, которая идентична литографии Сулоцкого. В «Ведомостях» говорится, что чудотворная икона в 1882 году находилась в Абалакском монастыре. Во время юбилейных дат после службы прихожанам раздавались бумажные карточки с образом. Можно считать, что именно это изображение Богоматери наиболее близко к первообразу.

Алене удалось найти еще одну небольшую зацепочку. Случайно в фондах Тюменского краеведческого музея она обнаружила фотографию (конца XIX – начала ХХ века) Абалакской иконы в киоте, списки которой пытался систематизировать курганский исследователь Николай Павлов.

– Большая часть работы проводилась в лаборатории этноконфессиональных исследований ТюмГУ и секторе регионально-справочных изданий (где я работаю), – продолжает рассказ Алена Левченко. – Большое содействие и информационную поддержку оказала Тобольская иконописная школа при Тобольской духовной семинарии, комитет по культуре и туризму администрации Тобольска, Тюменское благочиние, также благодарна епископу Русской православной церкви на покое Евтихию (Курочкину), ишимскому историку, краеведу Геннадию Крамору – пресс-секретарю Ишимской епархии.

Есть задумка создать каталог списков чудотворной иконы: уже подготовлены паспорта и описание примерно 130 икон из Тюмени, Москвы, Санкт-Петербурга и даже из Австралии. Правда, не везде определены даты их написания, поскольку сделать это трудно даже большим специалистам. Каталог скорее всего будет электронным – сейчас идет работа над подготовкой информационной части сайта. Каталог внесет свою лепту в сохранение культурного наследия, поможет предотвратить незаконный вывоз культурно-исторических ценностей за пределы России.

Алена Левченко занималась данным проектом, будучи студенткой академии культуры, искусств и социальных технологий. Почему выбрала именно иконы? Ответ надо искать в далеком детстве, в Киеве, где произошла встреча, оставившая неизгладимый след. Она, маленькая девочка, родившаяся на Севере Тюменского региона, увидела взорванный храм, сломанные стены которого уходили в небо. Они были огромны, величественны, их покрывала роспись… И неизвестная доселе небесная красота коснулась крылом детской души. Мировоззренческий, эстетический переворот произошел во время практики в Великом Новгороде, где студенты под руководством заведующей кафедрой истории, искусствоведения академии Валентины Семеновой изучали древнерусское искусство. Затем последовала поездка в Абалак, после которой окончательно определилась тема дипломной работы: иконография Абалакской чудотворной иконы. По-явилось желание жить не только для себя, но и для других, стать пусть маленьким, но кирпичиком в общем деле созидания, сохранения памяти, истории, культуры.

– Пройдет 50–100 лет, и уже каких-то икон не станет – мы живем в очень подвижном мире, поэтому хочется запечатлеть их, сохранить, описать, – говорит молодой ученый. – Первообраза иконы «Знамение» нет, но в описаниях Сулоцкого и в церковных древностях святыня числится по книгам, прославляется, и люди едут в Абалак, почитают ее, поклоняются.

Удивительно: Алена искала икону, а она сама нашла ее!

Автор: Маргарита ШАМАНЕНКО