Медиакарта
11:50 | 29 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Сочиняем забытое старое

Сочиняем забытое старое
16:22 | 01 декабря 2014

Российская общественность, педагоги и родители всерьёз задумались над детскими вопросами.

Современному учителю на уроках литературы теперь всё чаще приходится отвечать своим ученикам на такой примерно вопрос: где мне пригодятся в жизни ваши Онегины и Обломовы? Ответить не так просто, если не прибегать к общим, истёртым временем формулировкам.

Современному обществу нужны дела, а не слова. Думаю, многие согласятся, что, как и всё общество в целом, дети стали прагматиками. В большинстве своём в довольно раннем возрасте они точно знают, чего конкретно хотят от жизни и не витают в облаках.

Но вот неожиданное решение Минобрнауки РФ стало ответом на нескончае­мые прагматичные выпады школьников на уроках литературы – ввести обязательное для всех выпускников школ сочинение. Посыл абсолютно понятен, возможно, даже очень верен, и всё же в педагогической среде возникло очень много «но».

Старые шаблоны

Мы хорошо помним свои школьные годы и выпускные экзамены с непременным написанием сочинений на разные темы в основном в рамках литературных произведений, предусмотренных учебной программой. Ученикам времён СССР приходилось не только писать сочинения и изложения, они имели возможность и много читать. Хотя, чего греха таить, самодеятельности в мыслях не допускалось никакой, шаг вправо или влево – педагогический «расстрел». Все должны были писать исключительно то, о чём говорилось на уроках литературы, рамки были строго вымерены и ограничены. И все мы умудрялись накропать несколько страничек руко­творного текста, естественно, заглядывая в учебники и другие пособия. Ведь мы были самой читающей нацией.

Серые плагиаторы

Думали ли тогда, что доживём до того, что всерьёз задумаемся: а смогут ли нынешние дети написать полноценное сочинение? Ведь современные школьники не стали хуже, не разучились рассуждать, не поглупели однажды и бесповоротно.

Просто теперь им не надо бегать за книгами в биб­лиотеку – в интернете отыщется любой текст за минуту. Не надо корпеть над томами – достаточно ознакомиться с кратким их содержанием (есть на бумаге и в том же интернете сколько угодно). Можно просто скачать готовое сочинение на любую тему наконец.

Стремительно развиваю­щиеся технические новшества внесли свои коррективы в детское развитие. Технологии позволяют ученикам пользоваться любыми источниками, не прикладывая к этому ни малейшего труда. Плагиатом школьники вместе с родителями «промышляют» с первого класса, ведь подготовка домашних заданий всё чаще превращается в простое копирование (списывание) из интернета. У родителей нет времени и сил сидеть с чадами над «домашкой» и они сами показывают детям короткий путь.

Да и Единый государственный экзамен (ЕГЭ) уничтожает последние зачатки творческой мысли. И об этом в голос предупреждали почти все учителя словесности, когда этот ЕГЭ по русскому языку и литературе только-только внедрялся.

СМСсочинение

На протяжении десятилетия учащихся общеобразовательных школ натаскивали на сдачу итоговых аттестаций, различных тестов. Как утверждают психологи, у детей сложилось «sms-очное» сознание. Не надо много и длинно говорить и писать (соответственно, думать), не надо учиться запоминать большой объём информации.

Дети способны написать развёрнутую sms-ку, а теперь их заставляют писать целые сочинения. Многие современные школьники никогда не делали этого, некоторые даже не знают смысла этого слова. Как известно, уничтожить всегда легче, построить сложнее.

Остаётся пожалеть словесников, на которых ляжет весь груз ответственности, которым предстоит и к ЕГЭ по русскому языку подготовить учеников и написанию сочинений обучить. А это разные формы работы. И хватит ли у них сил и времени?

А ведь отныне при зачислении в любой вуз приоритет будет у тех, кто лучше умеет писать тексты. Даже если отбирают будущих инженеров или химиков. По сообщению федерального портала «Российское образование», есть предложение – использовать для «технарей» оценку за сочинение по принципу «зачёт – незачёт».

Только, как и кто будет определять: «технарь – не технарь», «пригодится – не пригодится»? В общем, вопросов огромное количество. Одно известно точно: уже в декабре этого года все выпускники школ напишут итоговое аттестационное сочинение.

Дарья ЛИСОВСКАЯ