Во всех кабинетах средней общеобразовательной вечерней школы N 13 есть тревожная кнопка: на случай, если ученики, мягко говоря, не будут слушаться учителя.
Рискну предположить, что такая кнопка – мечта многих преподавателей и обычных школ: попробуй утихомирь в одиночку двадцать с лишним разбаловавшихся подростков…
Мечты – мечтами, а в учебных заведениях, что размещаются при исправительных колониях, тревожные кнопки – необходимость, прописанная в правилах безопасности. Чтобы в любой момент можно было связаться с постом охраны, который находится здесь же, в здании школы.
Однако директор 13-й «вечерки» (она – при исправительной колонии N 4) Андрей Ляпин не припомнит, чтобы за те 14 лет, которые он здесь работает, кто-то из учителей поднял тревогу.
Большинство преподавателей – женщины, они не привыкли жаловаться на тяготы профессии. Да, ученики у них непростые. У иных характер посложнее, чем у подростков переходного возраста. У многих уже есть семьи: жена и свои дети, которые тоже сейчас учатся в школе, за успеваемость которых болит голова, а тут еще и самому приходится зубрить математику с физикой и наизусть читать Пушкина у доски. Не мудрено, что у кого-нибудь могут сдать нервы – долгое пребывание в замкнутом пространстве, среди одних и тех же людей располагает к срывам.
– Мы эту специфику учитываем и по мере возможности стараемся найти подход к каждому ученику, – говорит Андрей Ляпин. – Рано или поздно даже самые трудные осужденные смиряются с тем, что в их годы приходится учить уроки, читать непрочитанные когда-то учебники и художественные книги, писать контрольные и сдавать экзамены.
В 112-й статье уголовно-исполнительного кодекса РФ написано, что осужденные, которым еще нет 30 лет, и которые на воле по каким-то причинам не окончили среднюю школу, должны сделать это в колонии. Обязательно. Вот и оказываются взрослые дяди за партами. И – хорошо ли, плохо ли, – но учатся.
Сегодня, например, как и все школьники, ученики 12-го выпускного класса вечерней школы N 13 будут писать итоговое изложение, которое – при положительной оценке – станет допуском к ЕГЭ.
– Вообще-то, во всех школах пишут сочинение, но ученикам нашей категории разрешается писать изложение, – уточняет Андрей Анатольевич. – Хотя сочиняют они тоже неплохо. Любимые темы: преступление и наказание, любовь, смысл жизни…
То, что орфография во многих таких сочинениях хромает, – это другой вопрос. Заместитель начальника ИК-4 Евгений Опарик считает, что главная задача образования за решеткой – это пробудить интерес осужденного к нормальной жизни.
– Учеба – это подготовка к жизни на свободе, – говорит Евгений Александрович. – Бывает, что к нам попадают люди, которые и в школу-то толком не ходили, воспитывались исключительно на улице. А здесь им некуда деваться – приходится учиться, получать профессию. Смотришь, они уже планы строят: где будут работать после освобождения.
Профессию осужденные получают в местном ПТУ N 250. Учатся на токаря, каменщика, стропальщика, мастера общих работ… Можно – и на повара. Есть те, кто успевает на школьные уроки и на занятия в ПТУ. Таких мотивированных на исправление осужденных администрация колонии, понятное дело, ценит. И даже разрешает им внеплановые встречи с родственниками. Например, в День открытых дверей.
Вчера в исправительной колонии N 4 как раз был такой день. Приглашали мам осужденных – в честь минувшего недавно Дня матери.
– Приглашали больше, но пришли четыре мамы, – говорит Евгений Опарик, показывая список. – Многие не смогли приехать, потому что живут не в Тюмени…
А Валентина Анатольевна приехала. Хотя добираться пришлось из Шадринска. Она, сидя рядом за партой с сыном Русланом, смущенно рассказывает, что в школьные годы сын ей никогда хлопот не доставлял. Учителя его хвалили.
– Он уже в детском саду научился читать. Сам, – говорит Валентина Анатольевна. – Воспитатели удивлялись, а он толстые книжки одну за одной прочитывал – русские сказки любил.
Что сейчас читает сын, мать узнает на свиданиях: 28-летний школьник подробно рассказывает, какие оценки получил, что проходит по литературе и русскому языку. Это до сих пор его любимые предметы.
Валентину Анатольевну зовут из пустого кабинета, где мы с ней беседуем, в актовый зал. Учителя просят выступить ее от лица всех родителей перед учениками. Извинившись, что перед большой публикой произносить речи не привыкла, Валентина Анатольевна тихо, немного сбивчиво заговорила. Но в зале не шумели, слушали ее внимательно – матерей здесь уважают.
И учителей – тоже, говорит Андрей Ляпин. Может, поэтому в школе при колонии еще никто из преподавателей ни разу не воспользовался тревожной кнопкой?