Медиакарта
18:31 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Владимир Якушев: Доверие дает нам уверенность

В четверг, 20 ноября, губернатор Владимир Якушев обратился к депутатам Тюменской областной думы с ежегодным Посланием «О положении дел в области». Приводим сокращенный текст его выступления.

Все последние годы стабильное развитие регионов России (в авангарде которого неизменно была наша область) наращивало совокупную силу нашей страны. Рано или поздно количество должно было перейти в качество – и вот это произошло. Скачок в новое состояние, согласно с законами диалектики, оказался стремительным. К тому же он был ускорен кризисом в Украине –  стране, с которой мы связаны многовековыми экономическими, социальными, культурными связями, живыми семейными и личными узами.

События приняли такой оборот, что стало ясно – Россия вернула себе статус одного из глобальных «центров силы». Не все наши партнеры оказались способны разумно отреагировать на свершившуюся перемену (да и не всех она обрадовала). Тем самым сложился новый комплекс рисков – не только для России, но и для всего мирового сообщества.

Сегодня все россияне и каждый субъект Российской Федерации – сдают своего рода «государственный экзамен». На нем проверяется наше умение обновляться, не изменяя себе. На нем проверяется наша способность энергично и результативно отвечать на принципиально новые исторические вызовы.

Я считаю главным для всех нас сейчас вызов психологический. Очень велик соблазн усвоить психологию «осажденной крепости», занять круговую оборону от реальных и вымышленных врагов. Но это путь в никуда. Осажденная крепость чаще всего капитулирует, а нам нужна победа. Мы не в осаде – напротив, мы оказались на оперативном просторе. Инерционное развитие более невозможно – значит, мы можем и должны найти радикально новые решения и подходы. Вырваться из накатанной и, что греха таить, уже разбитой колеи и утвердиться на тех стратегических высотах, о которых раньше не смели и мечтать.

У нас есть твердая почва под ногами. В Тюменской области создан прочный, комплексный потенциал уверенности в собственных силах. Мы обоснованно гордимся темпами социально-экономического развития области. Региональный индекс промышленного производства в последние годы устойчиво находится в диапазоне от 110 до 116 процентов. Примерно такие же темпы показывал Китай, который принято считать примером наиболее бурного роста.  Как видим, Тюмень росла не хуже!

Областное хозяйство стало разносторонним, подлинно диверсифицированным. Сырьевые, промышленные, аграрные производства, строительный, торговый и сервисный сектора гармонично дополняют друг друга.

Динамично развивается (не только количественно, но и качественно) социальная сфера. Последние два года Тюмень лидирует среди регионов Российской Федерации по одному из важнейших показателей – по объемам ввода жилья в расчете на одного человека. Поставленную  Президентом России задачу – к 2020 году строить по 1 квадратному метру жилья на человека в год – мы выполнили уже в прошлом году. Совершенствуется социальная инфраструктура. В среднем за последние восемь лет ежемесячно (!)  строители сдавали в эксплуатацию  11 объектов образования (новых или реконструированных,  после капремонта и т.д.), восемь объектов здравоохранения, пять спортивных объектов и два - культуры. Среди них и такие масштабные, как «Медицинский город», ялуторовский ледовый каток, уватский биатлонный комплекс, областная научная библиотека, тюменский и тобольский драматические театры.

Главный компонент нашего «запаса прочности» – огромный капитал личного, социального, политического доверия, который я уже называл главной особенностью тюменского духа, тюменской истории, тюменского характера. Я как-то прочел, что одной из любимых организационных форм знаменитого тюменского купечества были так называемые «товарищества на вере». Вот мы с вами и составили «товарищество на вере». И в нем – наша сила. Доверие дает нам уверенность. Тюменская консолидация – уже не лозунг, а реальность, что подтвердили и итоги недавних губернаторских выборов. Пользуясь случаем, еще раз благодарю всех, кто поддержал меня в ходе той кампании.

И вот теперь весь этот потенциал нашей «коалиции успеха» мы должны направить на решение задач нового уровня и повышенной сложности.

Мы должны понять:

С одной стороны, никто в Тюменской области больше не может позволить себе легкомысленного обращения с ресурсами любого рода, их разбазаривания и даже хоть сколько-нибудь неэффективного использования. Любое снижение, фигурально выражаясь, «коэффициента полезного действия» будет рассматриваться как действие вредное - и жестко пресекаться.

С другой стороны – и тут потребуется уже высший управленческий пилотаж – мы все должны освоить искусство мгновенного, адекватного и результативного реагирования на новые вызовы, научиться экстренному противодействию внезапно возникающим рискам.

Этих принципов мы придерживались, работая над очередным трехлетним бюджетом, у которого две важнейшие качественные характеристики:

Первое: это бюджет преемственности. Мы сохраняем все долгосрочные программы и все основные мероприятия в их составе. Более того, мы сохраняем наш базовый стратегический ориентир – очередное удвоение областной экономики к 2020 году (по отношению к 2012-му). Для этого мы провели инвентаризацию и сокращение второстепенных позиций и статей расходов. Но новый бюджет по-прежнему социально ориентирован! Расходы на социальную сферу составляют половину общего объема бюджетных затрат. Перемена в другом: мы не намерены ни механически «заливать деньгами» имеющиеся в этой сфере проблемы, ни хирургически «оптимизировать» бюджетную сеть. Повышение эффективности бюджетных учреждений будет обеспечено не «сверху», а передачей полномочий и ресурсов «вниз». И передавать их будем избирательно - только тем, кто на деле доказал свою способность разумно распоряжаться средствами. 

В числе безусловных приоритетов сохранилось исполнение майских (2012 года) указов Президента Российской Федерации, на их реализацию в ближайшее трехлетие будет направлено порядка 30 млрд рублей.

Второе: это бюджет развития. Мы не перестаем вкладываться в транспортную инфраструктуру области, в дороги, развязки, аэропорт. Мы сохраняем все основные направления и формы государственной поддержки промышленности, малого и среднего бизнеса, сельскохозяйственного производства. Несмотря на тревожную ситуацию в мировой и национальной экономике, в регионе будет сохранен весь пул налоговых льгот, направленных на формирование благоприятной инвестиционной среды и делового климата, поощряющего расширение действующих производств и создание новых. Будут сохранены и объемы бюджетной поддержки инвестиционной активности в муниципальных образованиях и развития территорий – последние даже увеличиваются.

Но надо понимать: мы не можем развиваться во всех направлениях сразу, не будем по инерции реализовывать все замыслы и заделы прошлых лет. Ситуация изменилась, а вместе с ней меняются и приоритеты.

Импортозамещение – категорически важная задача для всей страны, а тем более для нашей области, традиционно специализирующейся на нефтегазовом сервисе. Мы слишком долго предпочитали развитию собственных разработок покупку готовых продуктов и решений, особенно высокотехнологичных. Зависимость от импорта не может быть устранена одномоментно и полностью, и даже выдвигать такие предложения вредно – дров наломаем, средства растратим, а результата не будет. Импорт нужно замещать прицельно, выборочно и, главное, планомерно. Программа импортозамещения должна формироваться в тесном взаимодействии региональной индустрии (в т.ч. головных офисов присутствующих у нас крупных корпораций, малого и среднего бизнеса, и в первую очередь – инновационного), академической и прикладной науки и органов власти. Мы должны абсолютно предметно, на уровне конкретной товарной номенклатуры, понять: что именно, кто именно, для кого именно, в какие сроки и в каких объемах готов произвести. И всеми властными ресурсами поддержать соответствующие декларации о намерениях, к сбору и систематизации которых я поручаю моим заместителям Олегу Зарубе и Вадиму Шумкову приступить немедленно.

Прорыв тюменских производителей на внешние рынки. Внешние в широком смысле слова – и общероссийские, и мировые. Отдельные отрасли областного производства на них более или менее представлены и сейчас – прежде всего нефтехимия, газохимия, деревообработка, отчасти агропром. Но это лишь малая толика возможного и необходимого. Для ее наращивания нужно использовать тот же подход – скрупулезный анализ имеющихся рыночных ниш и возможностей их заполнения.

Например, Антипинский нефтеперерабатывающий завод реализует на внешних рынках большую часть своей продукции. При этом физические объемы производства после реализации проекта третьей очереди в разы превысят объемы по первой и второй очереди. Третий этап увеличит выработку и ассортимент светлых нефтепродуктов с гораздо более высокой добавочной стоимостью и даст колоссальный эффект не только в плане прибыли, но и в плане выхода на новые рынки!

Или возьмем наше сельское хозяйство. Его успехи я отмечаю в своих посланиях из года в год, и совершенно заслуженно. Но не будем закрывать глаза на то, что в состав валового регионального продукта оно дает менее 10 процентов!

Да, даже в этих условиях удалось гарантировать продовольственное самообеспечение области основными продуктами. Но мы не можем удовлетвориться сделанным. Рецепт успеха давно известен: переработка, упаковка, продвижение, брендирование тюменского продовольствия. Но мы им почему-то стесняемся пользоваться, хотя количество точек входа на широкие рынки благодаря режиму санкций только увеличилось – и по мясу, и по молоку, и по рыбе, и по семенному картофелю... Да что там: марийский, башкирский, алтайский сыр на прилавках дорогих столичных магазинов появился мгновенно. А ишимского нет. И не потому, что он хуже. А потому, что о нем просто не удосужились рассказать за пределами области (да, честно говоря, и за пределами Ишимского района не особенно старались). Так больше нельзя. Как, впрочем, нельзя мириться и с безобразным положением дел по выводу на рынок продукции фермерских хозяйств и личных подворий. Поручаю моему заместителю Владимиру Чейметову и главам районных и сельских муниципальных образований в течение следующего года кардинально изменить эту ситуацию, сковывающую экономическую энергию тюменского крестьянства. Проверю!

Конкурентоспособность области в целом, областных производств, областных торговых марок и отдельных товаров. Ведь понятно, что без конкурентоспособного качества нельзя всерьез говорить ни о замещении импорта, ни о наращивании экспорта. Но объемность, многогранность самого понятия конкурентоспособности мы, к сожалению, осознаем еще заметно хуже... конкурентов.

К примеру, еще одна наша проблема, степень влияния которой на конкурентоспособность региона, похоже, недооценена - халатное, безответственное отношение к собственным конкурентным преимуществам. Одной рукой мы вкладываем немалые деньги в создание новых промышленных парков и площадок, в опережающее подключение сетей, чтобы инвестор пришел на все готовое. Но другой-то рукой мы уничтожаем уже подготовленные для индустриального использования территории! За последние годы с карты Тюмени исчезли 7 промышленных предприятий. Все продано под жилую застройку. Собственники их, эти, выражаясь словами Салтыкова-Щедрина, «рыцари первоначального накопления», предпочли стратегию «сбагрить и свалить», и никто им не предложил – я уж не говорю «не навязал»! – альтернативный и более соответствующий интересам области вариант. Да одна текстильная фабрика «Кросно» занимала почти 40 гектаров отлично оснащенных промышленных площадей, расположенных прямо на Транссибе! Многие другие регионы о таком конкурентном преимуществе могут только мечтать, а мы теперь можем только вспоминать. Подобного легкомыслия мы себе больше не позволим. Важнейшим инструментом тюменской промышленной политики станет развертывание новых индустриальных парков и особых экономических зон регионального уровня. Необходимая нормативно-правовая база уже почти подготовлена. Рассчитываю, что депутаты Тюменской областной Думы активно включатся в законопроектную работу на этом направлении.

Уверен, что распутать клубок этих взаимосвязанных проблем, найти новые ресурсы развития, в том числе финансовые, способно государственно-частное партнерство.

Позитивные примеры интенсивного продвижения по отдельным направлениям государственно-частного партнерства уже есть. Так, к набравшей обороты программе компенсации первого взноса по договорам лизинга мы добавили инвестиционные займы на пять лет под ставку 7 процентов годовых. Только в текущем году суммарный объем поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по этим двум каналам составил более 750 млн рублей. И результат налицо – десятки новых производств, сотни новых рабочих мест, тысячи единиц нового оборудования. Но он мог бы быть еще выше, если бы мы ускорили важнейшее дело упрощения и удешевления основных процедур, сопутствующих запуску инвестиционных проектов, таких, как регистрация предприятий и прав собственности, вхождение в кадастровый учет, присоединение к сетям энерго- и газоснабжения, получение разрешений на строительство и так далее. Полная информация по лучшим российским практикам в этой сфере уже направлена всем ответственным лицам области. Давайте внедрять разработки коллег из других регионов; давайте не ограничиваться заимствованиями, а изобретать свои подходы и методы. Но давайте шевелиться! Это и будет настоящим партнерством, настоящим товариществом.

Следующий предмет нашей заботы – кадры, человеческие ресурсы. Главный ресурс развития Тюмени – сами тюменцы, и прежде всего  - тюменская молодежь. В регионе сформирована неплохая система выявления и поддержки талантливых детей, обеспечивающая их продвижение по первым этапам жизненной траектории. Однако эта траектория имеет крен в сторону гуманитарных и общественных наук. При всем уважении к гуманитариям, в области их уже переизбыток. А молодых квалифицированных кадров инженерно-технического профиля, да и рабочих, обладающих современными, перспективными компетенциями, не хватает катастрофически.

1 сентября 2015 года в Тюмени откроется специальная физико-математическая школа. В нее будут отобраны одаренные дети, продемонстрировавшие исключительные знания и способности не только на олимпиадах, но и в технических кружках и клубах, то есть обладающие, наряду с острым умом, природной смекалкой и умелыми руками. А следующая ступень – система комплексного индивидуального сопровождения талантливых детей в рамках проекта «Политехнической школы». Это не очередная контора, а совершенно новый организационно-методический инструмент, обеспечивающий плотное взаимодействие школ, вузов, учреждений дополнительного и профессионального образования,  потенциальных работодателей – и выводящий молодые таланты на ключевые инженерно-технические и другие профессиональные позиции. Я лично гарантирую создание для этой системы режима наибольшего благоприятствования по всем параметрам – техническим, организационным, финансовым. Просто потому, что даже один талантливый ребенок способен изменить не только область и страну, но и весь мир. Инвестиции в человеческий капитал окупаются как никакие другие. И мы будем инвестировать в превращение Тюмени в один из инженерных центров России.

Рынок труда изменчив, особенно в условиях происходящего на наших глазах обновления технологического уклада. Поэтому считаю необходимым привлечь наиболее выдающихся профессионалов из науки, образования, реального производства, органов управления, общественных структур. Основной их задачей станет мониторинг и прогнозирование кадровых потребностей тюменского региона, а главное, выработка практических рекомендаций по их удовлетворению в форме ежегодного доклада, обязательного к изучению и переводу в программы и планы практических действий всеми ответственными структурами и лицами. Этот проект станет специализированной площадкой для обдумывания всем тюменским сообществом наших потребностей в знаниях и навыках, поможет мобилизовать и сплотить наш немалый интеллектуальный ресурс – и нацелить его на нужды опережающего развития.

И, наконец, еще один важнейший пункт повестки сегодняшнего дня – углубление межрегиональной кооперации. Нам хорошо известна уникальная специфика территориального строения «большой» Тюменской области. В ходе недавнего празднования нашего общего 70-летнего юбилея мы пришли к однозначному выводу: многосоставность региона – важнейший источник нашей совокупной силы. Мы всегда были и будем, как говорилось на Руси, заединщиками. Дальнейшее скрепление этого единства расширит наши возможности гибкого маневрирования ресурсами, освоения необъятных арктических пространств, экспансии на новые рынки, полного удовлетворения насущных потребностей населения всех трех субъектов Федерации. Большая тюменская земля, протянувшаяся через полконтинента, от Ишима до острова Белый – становой хребет России. Сейчас России нелегко. Что ж, Тюмень готова взять на себя повышенную нагрузку. Тюмень сдюжит.

Но чтобы не подвести ни страну, ни самих себя, ни наших детей, мы должны радикально обновить еще одну сторону нашей жизни – взаимодействие власти и общества. Причем обновление должно быть встречным и обоюдным. С одной стороны, государственный (или муниципальный) служащий – не оловянно-барабанный «служивый», не таинственный, недосягаемый и поэтому недоступный контролю «государев человек». Служит-то он не власти, а обществу. Народу. Тем, кто об этом забыл, места во власти не будет. Мы долго и, прямо сказать, с переменным успехом боролись с изоляцией власти от общества. Теперь мы обязаны с ней покончить.

Но, с другой стороны, и общество не может изолироваться от власти. Безразличие, инертность, иждивенчество, гражданская пассивность всегда были тормозом общественного развития. Сегодня они становятся просто губительными. Да, мы постепенно учимся конструктивному взаимодействию, и уже есть немало примеров такого рода. Взгляните хотя бы на то, сколько полезного удалось сделать при помощи тюменского городского портала «Тюмень – наш дом», сколько решено конкретных вопросов благоустройства! Но почему этот ценный опыт до сих пор не используется в других городах и территориях области? Или посмотрите, как великолепно, инициативно, деятельно работает территориальный орган самоуправления села Бигила Заводоуковского района! Что мешает действовать, так сказать, «по-бигилински» жителям других наших сел? Что мешает «включить мозги» и засучить рукава?

На самом деле ответ на этот вопрос известен. Может быть, главный наш дефицит сегодня – дефицит морального лидерства. Там, где оно есть, жизнь кипит. Там, где его нет – трясина. Тот, кто претендует на лидерство (любое – политическое, управленческое, предпринимательское, гражданское, культурное), должен прежде всего сам быть живым этическим эталоном.

Мы часто и охотно говорим о «тюменских ценностях». Но о них мало говорить. Нужно жить в соответствии с ними, без скидок и компромиссов, «не по лжи». И когда нам это удается, мы способны горы свернуть. Ярким подтверждением тому стал прием вынужденных переселенцев с Украины – вот образец истинно морального действия. Уже больше 6 тысяч человек встретила и обустроила наша область, причем делается это солидарно, всем миром – и властью, и обществом, и бизнесом. Если мы научимся поступать так же не только в экстремальных ситуациях, но и в обычной жизни, никакие испытания нам будут не страшны.

Дорогие друзья! Тюмень смотрит в будущее со спокойной уверенностью в собственных силах. Мы наращиваем инвестиционную привлекательность области. Мы продолжаем реализацию «мегапроектов» в Тобольске, Увате, Антипино – и одновременно ведем более 220 инвестиционных проектов на уровне малого и среднего бизнеса, во всех муниципальных образованиях. Мы удержим рост промышленного производства – он будет не менее чем 5-процентным. Мы не только оптимизируем производственно-сбытовые цепочки в областном агропромышленном комплексе, но и радикально нарастим его мощность. Мы не снизим темпы жилищного строительства. Мы продолжим облегчать и расширять доступ граждан к государственным услугам – и электронный, и через многофункциональные центры. Сейчас их уже 12, а к концу 2015 года будет 28. Мы будем неустанно трудиться над синхронизацией развития всех муниципальных образований области, планомерно превращая «медвежьи углы» в территории роста и процветания. В связи с этим сообщаю о своем решении принять инициативу Совета муниципальных образований о создании специальной рабочей группы по вопросам поддержки сельских территорий и о подготовке ею соответствующей «дорожной карты». А главное – мы сохраним и укрепим наше «товарищество на вере». Вот в чем наша честь! Вот в чем наша ответственность!

Верю в вас и полагаюсь на вас, тюменцы!