Можно предположить, что знаменитые строчки песни группы «Любэ» о батяне-комбате писаны с биографии нашего земляка Александра Ивановича Шишкина. Долгие послевоенные годы он жил и работал в Ялуторовске. Руководил мебельной фабрикой, ремонтно-строительным управлением бытового обслуживания населения.
Александра Шишкина призвали в армию в 1940 году. Когда началась война, направили на офицерские курсы. Боевое крещение двадцатилетнего лейтенанта Шишкина состоялось в августе 1942 года под Сталинградом. Его батарее ста-двадцатимиллиметровых миномётов в составе миномётного дивизиона 96-й стрелковой дивизии предстояло форсировать Дон северо-западнее Сталинграда, чтобы ударить во фланг наступавшим фашистам. Приказ был выполнен.
Чуть позже лейтенант Шишкин, командир батареи 76-миллиметровых пушек, не раз выкатывал свои орудия на прямую наводку на улицах Сталинграда, вступая в схватку с вражескими танками. Не раз рисковал жизнью. Те бои за волжскую цитадель отмечены медалью «За отвагу» и орденом Отечественной войны 2-й степени. Но догнала и его пуля, аккурат в последний день разгрома окружённой вражеской группировки. От госпиталя отказался - подлечился в медсанбате - и снова в бой.
Яркой страницей во фронтовой биографии Александра Шишкина стало форсирование Днепра. Переправлялись, как говорится, на плечах противника. Батарея Шишкина шла вместе с батальоном пехоты. Углубились в оборону врага почти на километр, а обещанной поддержки не было. Но выстояли - ни метра не отдали фашистам. Когда подошли основные силы, от батальона осталось лишь тринадцать человек. Там, на Заднепровском плацдарме, лейтенант Шишкин опять был ранен – разрывная пуля перебила правую руку. Орден Отечественной войны 1 степени ему вручили в армейском госпитале.
Почти полгода провёл в госпиталях Александр Иванович. Когда выписывался, дали десятидневный отпуск. Съездил в родной Ялуторовск к маме, и снова на фронт. Александра Шишкина направили в 24-ую Самарско-Ульяновскую дважды Краснознаменную Железную дивизию. Бои шли уже за Карпаты. Ялуторовчанин Александр Шишкин продолжал воевать так же храбро.
Продвижение советских войск на запад застопорилось, противник перекрыл шоссе, укрепившись на горе Тукуй. Приказ командования взять высоту был выполнен. Фронтовая газета так тогда написала: «…батарея Шишкина выкатила свои орудия в боевые порядки пехоты и помогла стрелкам прорвать укрепленную полосу противника. Прямой наводкой батарея истребила два противотанковых орудия, шесть станковых пулеметов, подожгла склад боеприпасов и разбила три наблюдательных пункта». А спустя несколько дней в новой стычке с фашистами герой-артиллерист навязал противнику рукопашный бой. В этом столкновении Александр Иванович получил сквозное ранение в живот. В медсанбате хирург, оценив состояние бойца, распорядился отнести того в «покойницкую». Но военфельдшер связалась с командиром дивизии и тот приказал оперировать Шишкина. Смерть отступила. В конце июня капитан Шишкин вернулся в свою дивизию. Здесь его дожидались ордена Красного Знамени и Александра Невского и новая должность – заместителя командира дивизиона.
Войсковое соединение вернулось на Родину. Началась непривычная поначалу мирная жизнь. Учения, караульная служба, консервация техники. Но первая же медицинская комиссия признала Шишкина негодным к дальнейшей службе в Вооружённых Силах. После демобилизации Александр Иванович приехал в родной город.
Анатолий МЯСНИКОВ