Медиакарта
4:54 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Каким аршином измерить Память

Каким аршином  измерить Память
16:32 | 11 декабря 2014

В XIX веке один тоболяк заметил: «Наука начинается там, где начинают измерять». Этот человек знал, о чём говорит. Фамилия его была – Менделеев.

Но сегодня речь пойдёт не о научных измерениях. Достижения Менделеева столь же обширны, сколь и бесспорны. Споры неожиданно возникли на тему «размеров» нашей памяти…

Встретил приятеля, а тот с ходу:

– Читал в вашей газете, что было предложение площадь у «Жемчужины» назвать именем Менделеева, и что прозвучало мнение, что, мол, в Тобольске и так «много Менделеева». Что это вообще значит?

Такие вот дела… Народ не только курс доллара интересует и цена на гречку… Попробуем, стало быть, порассуждать на тему и комментарии получить у людей сведущих.

Великий человек. Учёный с мировым именем. Самое значимое, на мой взгляд, имя в тобольском пантеоне славы. Гордимся. Помним. Чтим…

В нижнем посаде есть улица Менделеева (бывшая Болотная) и Менделеевский переулок (целых, кажется, три). Мы, люди подгорные, про них знаем. А вот вы, уважаемый читатель, проживающий в новом городе, знаете, где это? Бывали там, картинку видели?

Есть пригородный микрорайон Менделеево. Люди там живут прекрасные, но достопримечательностей особых нет. Есть высшее учебное заведение, имя Менделеева в процессе реорганизации утратившее, но сохранившее бюсты великого сына земли тобольской.

Есть, наконец, проспект Менделеева с примыкающей к нему небольшой площадью, на которой с 1984 года высится памятник работы скульптора Никифорова.

Много это или всё-таки мало?.. На первый взгляд, кажется, достаточно. Но вот владельцы торгового центра «Жемчужина Сибири» взяли да и оформили площадь, к ТЦ прилегающую, в виде Периодической таблицы химических элементов. Могли бы что-нибудь этакое, рекламирующее самих себя, там намалевать, ан нет – память о великом земляке таким образом увековечили.

А затем по инстанции обратились с предложением-просьбой – присвоить имя Менделеева этой вот площади, что аккурат напротив памятника расположилась. И вот тут прозвучало это: «…слишком много Менделеева».

Подробности узнаем у депутата городской думы Юрия Ронжина (автора идеи «Менделеевской площади»):

«Межведомственная комиссия по топонимике вынесла положительное заключение, а на депутатской постоянной комиссии городской думы по градострои­тельству и землепользованию решено, что информации по проекту недостаточно, и председатель городской думы Николай Зольников предложил перенести этот вопрос и тщательнее его изучить.

К следующему заседанию комиссии я постараюсь подготовить дополнительные материалы и мотивированное обоснование. Во-первых, это год 180-летия со дня рождения Менделеева, во-вторых, площади нет в Тобольске. Улицы в нашем городе обезличены, даже сейчас мы находимся по адресу «Жемчужина Сибири», участок № 30.

Самое большое, что мы, земляки, можем сделать для Менделеева, это почтить его память. А тут мы вроде как сомневаемся – почтить память или не почтить.

Напомню ещё, что Таблица Менделеева, выполненная в камне площадью 750 кв. м, внесена в Книгу рекордов России. Нам уже официально сообщили об этом… Есть и ещё несколько рекордных достижений «Жемчужины», но об этом в следующий раз».

Дмитрий Иванович Менделеев, подводя итоги своей деятельности, говорил о «трёх службах Родине»:

– Плоды моих трудов – прежде всего в научной известности, составляющей гордость – не одну мою личную, но и общую русскую... Лучшее время жизни и её главную силу взяло преподавательство... Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность... Третья служба моя Родине наименее видна, хотя заботила меня с юных лет по сих пор. Это служба по мере сил и возможности на пользу роста русской промышленности».

Родине человек служил, и служил таково, что прославлен был во всём мире. Все, сколько-нибудь известные зарубежные академии и университеты за честь почитали избрать Дмитрия Ивановича в почётные члены… С Российской академией наук всё не так просто было.

Трижды кандидатура Менделеева выдвигалась на соискание Нобелевской премии. В 1905 году он оказался в малом списке, но уступил немецкому химику Адольфу Байеру. В 1906 году Нобелевский комитет присудил нашему земляку премию, но шведская сторона отказалась утвердить это решение. В 1907 году всё уже, кажется, было решено, но 2 февраля Дмитрий Иванович ушёл из жизни.

И вы знаете, что более всего поразило меня в этой «нобелевской эпопее»? Три раза выдвигалась кандидатура Менделеева. И все три раза зарубежными учёными… Ни разу русские коллеги в этой процедуре не участвовали. Ни разу. А возвращаясь к теме «бывает ли много Менделеева», позволю себе заметить. В Санкт-Петербурге есть три памятника уроженцу подгорной части Тобольска и ещё мозаичное панно «Периодическая система элементов». В Москве – четыре памятника да плюс к тому станция метрополитена «Менделеевская».

А мы вот на малой родине учёного, педагога, мыслителя задумываемся… Мне вот, с малой своей колоколенки, кажется, что задумываться надобно о другом. О том, например, чтобы разнообразить формы подачи нашего исторического наследия. Сохранив традиционный подход (монументы, мемориальные доски, наименования улиц), нужно искать и оригинальные решения.

Вот та же таблица на площади например. Ещё чуть деталей добавить, и интереснейшая территория может получиться. Есть и ещё идея – дарю безвозмездно. Хорошо известна фраза, записанная сыном Менделеева Иваном: «Ломит всё тело так, как после нашей школьной драки на тобольском мосту». Дмитрий Иванович тогда нездоров был, и вот лежал да родину вспоминал.

Какая чудесная, какая живая фраза. И уже совсем по-другому смотришь на портрет строгого бородача… А самое главное, что мост этот очень легко обнаружить. Поблизости от гимназии всего два таких – тот, что на улице Ленина, либо тот, который близ Базарной площади.

И какая дивная могла бы быть скульптурная группа на одном из этих мостов – группа гимназистов, увлечённо валтузящих друг дружку. И пусть бы люди, приходящие к этому необычному памятнику, угадывали – который же тут Дима? Но нет… Чувствую – пропадёт идея. Потому что, оказывается, уже слишком много у нас Менделеева.