Медиакарта
21:30 | 29 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Славный ярмарками град

Славный ярмарками град
10:14 | 16 декабря 2014

20 декабря, впервые за последние годы, в Ишиме состоится Никольская ярмарка – это будет её третье рождение. А пока вспомним, какими были ярмарки, прославившие наш город на всю дореволюционную Россию.
Вместо предисловия
Если б не полная луна, заливающая холодным светом ночной пейзаж и санный след, долгим бы был путь до города. Звучно похрустывает под полозьями накатанный снег, декабрьский мороз пощипывает щёки и нос. Но Николка не чувствует холода – греет его заветная мечта. Совсем скоро увидит он собственными глазами ярмарочные чудеса, о которых раньше лишь слышал от родителей да от ребят постарше: бесконечные торговые ряды, ломящиеся от разного товара прилавки, балаганы, карусели и скоморохи. А всякие заморские диковины! Говорят, в прошлом году у иноземных купцов были чудные лошади – с двумя горбами. Прямо как Конёк в сказке господина Ершова, только большущие, с целый дом! Но больше всего Николка мечтает о прянике – круглом, печатном, с тягучим медовым запахом, блестящем от сахарной глазури. В прошлом году отец привёз ему такой с ярмарки на именины. А нынче и вовсе взял с собой: уж очень просился мальчик поглядеть на Ишимскую Николу. Пока мечталось, завиднелись вдали городские огни – безруковский обоз подъехал к Ишиму
Сало для лондонских гостиных
Никольская ярмарка во многом определила характер Ишима: он стал городом торговым, а затем и купеческим. Считается, что ярмарка ведёт свою летопись с 1721 года, когда после указа Петра I о выделении в Тобольском воеводстве Ишимского округа с центром в Коркиной слободе учреждена была и ярмарка. В XIX веке торговое значение Ишима неуклонно возрастает. Ежегодно здесь проводились три ярмарки: 9 мая и 6 декабря – в дни Николая Чудотворца и 15 августа – в день Успения Богоматери. Зимняя Никольская считалась «первою во всей Западной Сибири». Превращение Ишима в крупный центр ярмарочной торговли объяснялось выгодным географическим положением: город находился на главном сибирском тракте среди богатых земледельческих и скотоводческих округов губернии. Другая важная причина возвышения Ишима – специализация его ярмарок. Вплоть до конца XIX в. зимняя Никольская ярмарка служила пунктом для «своза» животных продуктов: сырого и топлёного масла, сала, мяса и кож, здесь совершались миллионные сделки с этим товаром. Никольскую ярмарку называли ещё «жировой»: она определяла цены на сало по всей Российской империи – ежегодно его продавалось до 1 млн пудов. Большая часть сырья, использовавшегося для производства свечей и мыла, вывозилась к Санкт-Петербургскому порту для экспорта за границу, преимущественно в Англию, а также на салотопенные заводы в Казани и в Уракове, близ Уфы. «Лондонская гостиная освещалась свечой из сибирского сала…» – писали в книге тех лет «Живописная Россия».
Служила ярмарка и главным пунктом реализации топлёного масла: в конце XIX в. на ярмарке продавалось масла на 125 тыс. рублей. Из Ишима товар шёл во все районы России и за её пределы, в основном в Турцию. Всероссийское значение имела на ярмарке и торговля лошадьми. Обороты конного рынка во второй половине XIX в. выросли в 5,4 раза. В основном торговали лошадьми из Акмолинской и Семипалатинской областей, Томской губернии и юго-западных уездов Тобольской губернии. Главными покупателями являлись жители Тобольской губернии, часть лошадей угоняли в Восточную Сибирь, на Урал и в европейскую часть России.
Новый центр Ишима
Расцвет Никольской ярмарки приходится на вторую половину XIX века. Увеличилась и её продолжительность: вместо семи дней торговать стали две недели. В 1856 году с разрешения министерства сроки зимней Ишимской ярмарки были определены с 6 декабря по 1 января. За полмесяца до ярмарки по всем дорогам, ведущим в Ишим, двигались тысячи возов, а вокруг самого города тянулись беспрерывные ленты саней, нагруженных товаром. Много опасных приключений таил этот путь: от суровых морозов лопались дуги, гибли люди и лошади. Иногда на караван нападали грабители и отбивали несколько возов, поэтому ночью извозчики старались держаться настороже, поминутно перекликаясь между собой. Начинались ярмарки у стен Богоявленского собора торжественным молебном и колокольным звоном с водружением в центре площади российского флага. Именно с зимней Никольской ярмаркой связано динамичное развитие городской и торгово-промышленной инфраструктуры. Сначала торговля велась на Соборной площади в балаганах, во дворах домов жителей и на улицах, позднее появились постоянные деревянные лавки гостиного двора. Но для увеличивавшей с каждым годом торговые обороты ярмарки рамки площади и примыкающей к ней главной городской улицы – Больше-Никольской – стали малы. Теснота и опасность пожаров в столь скученном месте побудили генерал-губернатора Западной Сибири Г.Х. Гасфорда принять в 1852 г. решение: «более удобным и приличным для гостиного двора и для ярмарки» признать место, предположенное для постройки четырёх новых кварталов. Так в начале 60-х годов XIX в. сформировался новый городской центр – Ярмарочная (Торговая, Базарная) площадь. Застройка жёстко контролировалась – «для большей правильности и красоты города». Инструкциями предписывалось: «в трёх главных улицах на площадь к гостиному двору ведущих дозволялось строить дома не менее пяти окон: каменные в один или более этажей и деревянные одноэтажные, но на каменном фундаменте». В 1882 г. на площади началось строительство каменного гостиного двора.
Так что, по сути, историческим обликом дореволюционного Ишима мы обязаны инициативе Гасфорда и крепнущей Никольской ярмарке. В это время вторым крупным православным храмом в городе становится Троицкая церковь, прихожанами которой была большая часть ишимского купечества. Украшением нового центра стала также Никольская церковь, построенная в 1886-1891 годах.
Ежегодное проведение двух Никольских ярмарок создавало и проблемы для города. Одной из таких являлась нехватка жилых помещений для местного гарнизона – солдат приходилось размещать на частных квартирах, что не способствовало «поддержанию у нижних чинов нравственности и порядка». В итоге органами городского самоуправления было принято решение о постройке казарм. Другая серьёзная проблема – антисанитария – была связана с хранением во время проведения ярмарки огромного запаса жирового товара на складах. В северо-восточной части города было выделено место, названное Табором, – для складирования сырых животных продуктов.
Ярмарочное изобилие
Более половины участников Никольской ярмарки в Ишиме были профессиональными торговцами, поэтому преобладала оптовая торговля. Основным товаром, как уже было сказано, являлся жировой. Но и без этого было на что посмотреть на ярмарочных развалах. Грудами лежали на прилавках дорогие меха: чернобурки с густой проседью, пушистые светло-золотистые куницы, тёмные соболя, серебристые бобры. Волчья шкура стоила 2 рубля 50 коп., а беличья шкурка – 10 копеек. На железных крюках или наваленные друг на друга стояли замороженные туши молодых телят и овец, в открытых бочках лежали сёмга, кета, сочный балык, на чистых полотняных полотенцах – увесистые круги замороженного молока.
Важную роль на Никольской ярмарке играли крестьяне (80 % сибиряков этого сословия были крепкими середняками). Здесь они не только покупали промышленные товары, но и сами предлагали продукцию: мануфактурные, галантерейные изделия, жировые товары и другое. Купцы торговали мукой, крупой, солью, посудой, чаем, мехами, табаком, стеклом, мещане – железными и скобяными товарами.
С утра и до вечера по всей ярмарке стоял сплошной шум, раздавались охрипшие голоса зазывал. Повсюду сновали пирожники и блинники, сбитенщики разливали по копейке горячий медовый сбитень. Для детей ярмарка была незабываема своими акробатами, петрушками, скоморохами и каруселями.
Кормилица города
Во второй половине XIX в. обороты товаров на зимней Никольской ярмарке выросли в 3-3,5 раза – на неё приходилось до 40-50 % торговых оборотов края.
В дни Никольской ярмарки население Ишима увеличивалось кратно. Например, в 1881 г. одних иногородних торговцев и покупателей прибыло до 18 тыс. человек. Ярмарка «придаёт особенные жизненные силы городу и значительно увеличивает его доходы и благосостояние жителей», – сообщали «Тобольские губернские ведомости». В этом ежегодном событии участвовало всё население: купцы сдавали в аренду торговые места, жители пускали приезжих на постой и кормили. По решению думы поступающие от ярмарочного комитета в доход города средства отпускались на социальные нужды, на развитие учреждений культуры и образования и благоустройство города. Проводившиеся во время ярмарки музыкальные и литературные вечера, спектакли, с одной стороны, способствовали притоку денежных средств в учебные заведения и благотворительные организации, с другой – приобщали людей к литературе, драматургии, искусству пения. Лучшие из ишимских купцов многим обязаны ярмарке, в основе их благосостояния лежали торговые операции, имевшие непосредственную связь с двумя Никольскими ярмарками. Они же являлись владельцами первых салотопенных заводов в Ишиме. Многие были арендаторами лавок в каменном гостином дворе. Наиболее передовые представители купеческого мира: Еманаковы, Н.М. Черняковский, Кутырёвы, В.П. Баев – благодаря общественной и благотворительной деятельности стали «полезными гражданами», заслужили уважение современников. В условиях малого сибирского города именно такие представители купечества являлись главным двигателем экономического и культурного прогресса, в управлении городским хозяйством, в поддержке инициатив местной интеллигенции.
Побеждённая прогрессом
Кульминационным моментом в истории зимней Никольской ярмарки был 1884 год: товаров было привезено на 6 056 700 руб., а продано – на 5 247 300 рублей, после этого начинается медленное снижение оборотов. В конце XIX века резко сократилась численность участников ишимской ярмарки. Омские, томские, а также местные торговцы сокращали или вовсе прекращали «дела» в Ишиме и отправлялись за товарами в Ирбит и Нижний Новгород. Существенно уменьшился и ассортимент товаров. Постепенная утрата Ишимской ярмаркой статуса сибирского центра оптовой торговли жировыми товарами в первую очередь связано с улучшением путей сообщения: открытием пароходства по рекам Западной Сибири и постройкой сибирской железной дороги через Петропавловск. Ишим остался в стороне от магистральной линии на 150 верст (160 км) и стал лишним звеном в торговле между Сибирью и европейской частью России. По-прежнему оставаясь главным источником пополнения городских доходов, ярмарка в начале XX века превращается в центр местной торговли, где главными хозяевами становятся местные купцы. Они занялись оптовой торговлей, открыли ряд крупных магазинов. Особенно заметно изменился торгово-промышленный облик Ишима после проведения в 1913 г. железнодорожной ветки Тюмень-Омск. Однако общее оживление торговли уже не могло возродить былое величие зимней Никольской ярмарки.
Декабрьские ярмарки в Ишиме проводились и в 20-е годы прошлого века. Архивные документы подтверждают, что такая работа велась в 1924-1928 гг. Основные проблемы тех лет – товарный дефицит (особенно мануфактуры), запоздалый ввоз продукции. Покупательский спрос такие ярмарки зачастую не могли удовлетворить. Вместе с ликвидацией НЭПа ушла в прошлое и ярмарочная торговля.
Вторую жизнь ишимская Никольская ярмарка обретёт спустя шесть десятков лет…

Автор: Марина Сергеева