Медиакарта
5:29 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

О местной франшизе замолвите слово

Будущее тюменского «готового бизнеса» за социальными сервисами

В начале месяца состоялся круглый стол, посвященный развитию франчайзинговой системы в сфере социальных услуг и туризма. Управление лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области занимается развитием данной сферы с 2010 года. В 2014 году форум «Франчайзинг. Регионы», который прошел в Тюмени 16 апреля, объединил более 150 предпринимателей со всей России, готовых предложить или приобрести франшизу. В 2015 году форум состоится вновь. На какие продукты бизнесменам стоит обратить особое внимание?

По словам Андрея Пантелеева, начальника областного управления лицензирования и регулирования потребительского рынка, Тюмень – один из передовых городов России в сфере развития франчайзинга. Здесь подобная технология существует десятки лет, однако сейчас к развитию такой формы бизнеса следует подходить более тонко.

– Хотим двигаться по отраслевому признаку, находить пустые «ниши» и продумывать, как их заполнить, – отметил спикер. – Понимаем, что франчайзи, в отличие от представителей крупной компании, оставляют часть прибыли у себя и будут инвестировать в родной регион.

Примеров успешных региональных франшиз немало. Андрей Карандаев, директор ООО «Интек-сити», в свое время приобрел франшизу «Сити фитнес» и доработал ее настолько, что стал сам обучать сотрудников, а не обращаться к франчайзеру. Еще один пример – магазин «Мосмарт», который даже «пережил» бизнес, ставший основой для франшизы. В 2010 году ЗАО «Мосмарт» было признано несостоятельным, а его тюменский «младший брат» продолжил уже автономное существование.

В недавнем интервью Юрий Михайличенко, исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга, отметил, что отечественный рынок франшиз представлен 750 брендами, однако какие из них будут привлекательны для тюменского потребителя? Участники круглого стола единодушно предложили делать ставку на социальные услуги.

– Из-за высоких налоговых отчислений в Пенсионный фонд сфера обслуживания снова ушла в тень, – объяснил Андрей Пантелеев, добавив, что выходом в такой ситуации могла бы стать патентная система. – Если у кого-то швейная мастерская и заказов больше, чем работников, можно будет создать франшизу для одного человека на базе патентной системы, которую сейчас дорабатываем. Есть предприятие, которое собирает заказы, а у тебя на подряде есть франчайзи швеи-мотористки.

Аналогичная модель хороша в сельском хозяйстве. Если у небольшого предприятия не будет хватать мощностей для обеспечения всех заказчиков мясом или молоком, оно сможет предложить франчайзинговую модель соседу, но сбыт конечной продукции оставить за собой.

– Многие развиваются по принципу конверсионного франчайзинга, – добавил Андрей Пантелеев. – Положим, я владелец компании «Тез тур», а у моего соседа компания «Отдыхать красиво». Он может получить готовый продукт у меня и на своем рынке устояться.

Наталья Ильясова, консультант представительства Российской ассоциации франчайзинга в УФО, рассказала об интересных для Тюмени франчайзинговых проектах. Таких предложений, увы, оказалось всего три. Привлекательные перспективы являет будущему франчайзи «Крошка.ру» – сеть развивающих центров для детей от года до семи лет (один такой центр в городе уже есть). Франшиза предполагает открытие студии или полноценного клуба. Франчайзер поможет с подбором помещения, предоставит сайт на фирменном домене и методические пособия. Второй проект, «Доброта.ру», Тюмени совершенно не знаком. Это группа компаний, занимающихся продажей медицинского оборудования, начиная от очков для вождения и заканчивая инвалидными колясками. Франшиза от компании предполагает открытие небольшого магазина. На сайте, что редко бывает, размещена подробная информация о франшизе: паушальный взнос – 150 000 рублей, нулевой размер роялти. Срок окупаемости – 12–15 месяцев. Третьим претендентом на тюменский рынок названа сеть ветеринарных клиник «Свой доктор». Наталья Ильясова отнесла открытие подобного центра к сложному бизнесу, требующему множества согласований. Однако подчеркнула, что конкурентов у подобного бренда в Тюмени нет. Чем не повод разработать свой собственный?

Разумеется, рынок франшизы тоже испытывает некоторые трудности. Так, регистрация торговой марки занимает от десяти месяцев до полутора лет, не до конца сформировано и единое поле для общения франчайзи и франчайзеров, не разработана эффективная схема, помогающая в написании франшиз, однако отдельные подвижки есть.

– Внесены изменения в наши муниципальные постановления о финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства, дополнена схема франчайзинга, – отметила Татьяна Сероус, директор департамента экономики и стратегического развития администрации города Тюмени. – Уже в следующем году можно будет получить субсидию на компенсацию повышаемого взноса для тех, кто решил попробовать себя в роли франчайзи.

Следующий форум «Франчайзинг. Регионы» состоится в Тюмени в апреле 2015 года. Кто знает, может быть, после него в городе откроется сразу несколько точек социально ориентированного бизнеса.

Автор: Кристина ШЕЛЕМЕХА