Водители все чаще скрываются с места аварии. С начала этого года насчитывается 1407 ДТП без пострадавших, виновники которых уехали, не дождавшись приезда инспекторов дорожно-патрульной службы.
По словам капитана полиции Виктора Китова, личность 1345 таких водителей уже установлена, они привлечены к административной ответственности. Однако их пример – другим, почему-то, не наука. Практически ежедневно приходится объявлять в розыск какую-нибудь машину или ее владельца. Но если даже авария, как такие называют, – «светлая» (когда известен госномер скрывшейся машины, ее марка и цвет), еще не факт, что водителя найдут быстро.
… Лариса ездит на побитой машине уже больше месяца: 7 ноября на повороте с Ткацкого проезда на улицу Олимпийскую в ее автомобиль врезалась «лада калина».
– Водитель, молодой парень, остановился, вышел из машины, – рассказывает Лариса. – Поначалу хотел свалить вину на меня, но потом согласился, что он сам был не прав – сел за руль и… уехал.
Девушка в последний момент успела прочитать и запомнить номер отъезжающего автомобиля. Такого наглого поведения она не ожидала.
– Я не исключаю, что он мог быть пьян или под действием наркотиков, потому что вел себя довольно развязно, – продолжает моя собеседница. – Только кто теперь это докажет? Он, наверное, и уехал-то именно поэтому.
Позже инспектор, который взялся за административное расследования аварии на Ткацком проезде, сказал Ларисе, что за несколько дней до случившегося, «калина» была фигурантом еще одного ДТП – в этом же районе, на улице Олимпийской. И тоже скрылась.
Ларисе и пострадавшему в первой аварии от этого не легче. Пока не найдут парня из «калины», она не может получить страховую выплату и отремонтировать автомобиль: от удара повело левую стойку, между крылом и дверью – зазор, в который задувает холодный воздух, особенно когда едешь по трассе.
В отделении по пропаганде областного УГИБДД поясняют: случай непростой, потому что «лада калина» несколько раз перепродавалась. Хозяин, на которого она сейчас записана, скорее всего, не причастен к бесчинствам на дороге. Камеры видеонаблюдения, по которым инспекторы отследили передвижение «калины» по городу в дни аварии и после, выдают портрет совсем другого человека за рулем. Лариса – ей показывали фото, – опознала в нем того наглого молодого парня. Не исключено, что он купил машину у перекупщика и не оформил ее на себя.
– К сожалению, таких ситуаций немало, – комментирует Виктор Китов. – Желая продать машину побыстрее и выгоднее, автовладельцы идут на довольно сомнительные сделки. Доходит до того, что ставят свою подпись на договоре купли-продажи, в котором вместо фамилии покупателя – пустая строчка. Уже потом перекупщик перепродает машину, записывая в договор покупателя, исключив себя тем самым из цепочки купли-продажи. И нет гарантии, что, пока он искал покупателя, не совершил на данной машине преступление. В таком случае подозрения падут на бывшего и нынешнего владельцев, но не на него.
По словам Китова, единственно надежный способ продажи машины – это через отдел регистрации транспортных средств, где можно сразу вписать нового собственника в паспорт транспортного средства и не переживать, что за тобой все еще числится «средство повышенной опасности», которым неизвестно кто управляет.
– Если гражданин продает машину по доверенности, то рано или поздно может возникнуть спорная ситуация, связанная, например, со штрафами. Это не авария, но тоже неприятно, – продолжает капитан. – У нас на рассмотрении много материалов такого рода. Автовладельцы пишут, что им пришел по почте протокол и фотография машины, на которой они уже давно не ездят, потому что продали ее. Позже личность настоящего нарушителя, конечно, устанавливается, но представляете, сколько времени на это уходит! Есть у нас в работе и заявления от граждан, которые просят установить местонахождение их машины и человека, который ей сейчас управляет. Мол, продали ее, но с регистрации не сняли, поэтому сейчас переживают, как бы машина не стала участником какого-нибудь нехорошего происшествия… Почему бы об этом не подумать раньше?
Но вопрос этот исключительно риторический. Водители, которые об этом думают, не попадают в неприятные ситуации.
Но вернемся к пострадавшим – уж они-то точно ни в чем не виноваты и не обязаны вникать в то, кто и кому что-то продал. Им бы страховку хотя бы получить… Ну, и наказать виновника, конечно, хочется – по всей строгости закона. Хотя строгость эта условная. Вторая часть статьи 12.27 КоАП РФ – оставление водителем места аварии – предусматривает лишение прав от года до полутора лет либо административный арест до 15 суток.
По мнению Виктора Китова, наказание это довольно мягкое. Лишение прав для многих водителей уже давно не считается чем-то из ряда вон. Они и без них неплохо ездят. Арест – тоже так себе вразумление.
– Очень часто с места аварии уезжают пьяные водители, чтобы избежать более жесткого наказания, – продолжает Виктор Анатольевич. – Если бы за оставление места ДТП полагался такой же внушительный штраф, как, например, и за вождение в нетрезвом виде, тогда водители задумались бы. Но рассуждать я на эту тему могу исключительно как гражданин. Работаем-то мы все равно по тем правилам, которые существует.
По этим правилам на розыск скрывшейся машины отводится два месяца, на привлечение виновника аварии к ответственности – три. Так что Ларису инспекторы успокаивают: еще не все потеряно, парня продолжают искать.
– Во многом наша работа зависит от гражданской сознательности людей, – добавляет капитан Китов. – В расследовании подобных дел очень ценны свидетельские показания, записи с видеорегистраторов… Мы регулярно проводим акцию «Вы – очевидец», публикуя в СМИ приметы разыскиваемых машин, но не все готовы отозваться на просьбу помочь другому человеку.
Взять хотя бы недавнее происшествие в Уватском районе, когда фура протащила по дороге пожилую женщину метров двести. Видеорегистратор одного из автомобилей зафиксировал, как водитель фуры остановился, вышел, отцепил одежду уже мертвой женщины от кузова и кинул тело на обочину. На записи видно, что мимо едут машины, проходят пешеходы – никто не обратил на это внимание. Позже водителя нашли. Тот, кто опознал его по снимкам, пожелал остаться неизвестным.