Управляющий Ишимской епархией епископ Тихон вместе с сопровождающими его иереями приходов храмов с. Б. Сорокино, с. Викулово, с. Абаткого, с. Казанского, г. Ишима, прихожанами побывал 4 декабря (введение во храм Пресвятой Богородицы) в редакционном клубе и принял участие в разговоре на тему воспитания подрастающего поколения. В беседе приняли активное участие глава администрации Сорокинского МР Александр Агеев и ведущий специалист администрации района Надежда Гугель.
Предложенная самим владыкой тема никого не удивила. Помните, как в недавнем прошлом пели: "Сегодня мы дети – советские дети, а завтра – советский народ!"? Советов в ХХI веке нет, но развивается система местного самоуправления. Дети быстро растут, и в этой системе им жить. С каким внутренним стержнем они войдут во взрослую жизнь?
Владыка Тихон поздравил участников круглого стола с двунадесятым непереходящим праздником Православной Церкви – Введением во Храм Пресвятой Богородицы, подчеркнул, что родители привели в храм Марию, дабы "воспитатися".
– Воспитание человека – всегда насущный вопрос, – сказал он. – Это основное, чем мы должны заниматься все вместе. Здесь посторонних нет. Преподобный Сергий Радонежский говорил: "Любовью и единением спасёмся".
О том, как сообща можно достичь желаемой цели и с чего начинать воспитание, участники круглого стола говорили в одном ключе.
Владыка Тихон считает, что зачавшая мать уже воспитывает своё дитя. Церковь прилагает много усилий в надежде на Божью помощь. Господь дал человеку всё: заповеди, закон, храм, чтобы получить защиту, благодать Божью. Библейский царь Соломон просил у Бога мудрости, чтобы отличать добро от зла. Именно ему Бог и позволил в то время построить Храм.
В том, по мнению большинства участников встречи, и заключается основной смысл воспитания, чтобы с детства человек знал, что такое "хорошо", а что такое "плохо".
Отец Владимир прибыл в Россию в 1997 году. Его неприятно удивили поведенческие особенности местного населения. На юге Казахстана, где он родился и вырос, соседи были лучшими друзьями. Здесь же соседи живут в основном обособленно. Дети в Казахстане (независимо от национальной принадлежности) по-настоящему уважают своих родителей. Такая многовековая традиция. Здесь же нередко родители – рабы своих детей. Бабушке 70 с лишним лет, а она посылает часть своей пенсии внуку – в Тюмень.
Возникает вопрос: как исправить ситуацию? Ответ на него и у священнослужителей, и у светской аудитории одинаков: к труду надо приучать с раннего детства, когда у ребёнка есть искреннее желание помогать маме и папе. У каждого родителя есть собственный отрицательный пример, когда жаждущего помочь ребёнка он в лучшем случае отвлечёт какой-нибудь игрушкой, а чаще всего прикрикнет: "Отстань! Без тебя я скорее справлюсь!" Стоит раз, другой повторить свою ошибку, и малыш запомнит, что маме или папе его помощь не нужна. Подрастая, он будет воспринимать трудовые задания родителей как обременительную нагрузку, отвлекающую его от компьютера, общения с друзьями, от ничегонеделания. А труд должен быть в радость.
Молодая мама четверых детей Оксана Лакман призналась, что воспитывать в современных детях трудолюбие довольно сложно. Во-первых, они перегружены школьными заданиями, во-вторых, работающие родители не всегда в состоянии проконтролировать, чем заняты дети во внеурочное время. Когда семья большая, надо, чтобы у каждого ребёнка были свои обязанности. "Стараюсь добиваться внушением, убеждением, что надо трудиться, помогать маме и папе, друг другу, поощряю словом", – сказала О. Лакман.
Неожиданно прозвучал вопрос: "А как насчёт физического наказания?" Это вызвало живую дискуссию.
Пара затрещин по мягкому месту не повредит мальцу, если он беспричинно ведёт себя дерзко. А вот избиение детей в состоянии озлобленности и в приступах гнева вообще недопустимо. Мотивация труда должна быть иной.
Тут вот ещё какая проблема. По европейскому примеру в системе местного самоуправления служба по защите прав ребёнка имеет право наказывать родителей, если те применяют физическое воздействие в отношении детей, обращаются с ними грубо и т.д. Где грань допустимого? Один ребёнок молчит, стиснув зубы, когда его избивает потерявший над собой контроль родитель. А другой начинает орать что есть мочи, едва увидит в руке родителя ремень.
Уважение к труду воспитывается личным примером. Труд не должен быть в наказание.
Прочитав книжку краеведа из Казанского района, владыка Тихон был поражён отношением крестьян прошлых эпох к труду, как к добродетели.
Сегодня нам показывают по телевизору роскошную жизнь, виллы. А за счёт чего достигается эта роскошь? Человек, который строит, работает не покладая рук, перестал быть интересным молодёжи. Родители должны контролировать интересы своих детей, иначе будет поздно.
Надежда Гугель привела пример по нашему району. По воспоминаниям её матери, в годы войны работавшей агрономом, в мордовском селе Калиновка начало страды крестьяне отмечали празднично. Надевали яркую национальную одежду и с песней выходили в поле. Сейчас сложно объяснить, что начало, например, сенокоса – это праздник.
Какие бы темы ни обсуждали за круглым столом, обязательно в контексте больная тема – Украина. Присутствие священников вызвало вопрос о том, почему при божественном всемогуществе Всевышний допускает гибель ни в чём не повинных людей в Донбассе, гибель детей. Епископ Тихон объясняет это борьбой дьявола с Богом. Поле битвы – человеческая душа. И начало этой битвы – не майдан, а революция 1917 года, расколовшая мир, поправшая вековые устои. Воспитывать подрастающее поколение надо по Божьим принципам.
«Бог – это любовь. Мы постоянно молимся об Украине, чтобы мир пришёл на эту землю, чтобы прекратилась там междоусобная война», – сказал Тихон.
Отец Владимир считает, что каждому в себе надо убивать дьявола. Мы начинаем просить у Бога помощи, когда борьба вступает в жестокую фазу. В мирное время церковь многие крещёные люди обходят стороной. А ведь именно здесь можно обрести душевное равновесие, исповедаться, получить добрый совет.
Глава Сорокинского МР Александр Агеев, возвращаясь к воспитанию подростков в семье, пришёл к выводу, что если родители будут приучать детей к труду с малолетства, то не станут их заложниками. Он привёл примеры воспитания трудом в своей крестьянской семье.
Дьякон Валерий из Никольского храма г. Ишима обратил внимание на содержание современных учебников в школах, мультипликационных фильмов для детей в телепрограммах. Порой они не выдерживают критики.
С ним согласились молодые родители. Кстати, они высказали интересную и очень правильную мысль, что лгать детям нельзя.
«Единожды солгавши, кто тебе поверит?» – это строки из афоризмов Козьмы Пруткова. Современные родители к неправде прибегают часто, желая оградить своё чадо от горькой правды. А порой лгут, чтобы спрятать за ложью неприглядность своих поступков.
Марина Лакман, много лет дававшая знания младшим школьникам, уверена, что главная воспитательная работа происходит в семье.
К сожалению, с некоторых пор духовность вытесняется потребительством. Проводя тестирование детей по тому, что они попросили бы у золотой рыбки, она была огорчена, что большая часть детей выбрала дорогие вещи (куклу Барби, крутой велосипед, компьютер и т.д.). И лишь одна девочка ответила, что попросила бы у золотой рыбки здоровья для мамы и бабушки.
Вступившие в противоречие потребительство и духовность обнажают ещё одну проблему – отрицание детьми опыта родителей. Вы можете возразить или философски заметить, что срабатывает закон (отрицание отрицания). Можно привести из литературы немало примеров противоречия поколений. Классные строки у Лермонтова: "Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя..."
Гости клуба озабочены утрачиванием связи поколений. Для детей их родители со своими нравоучениями – "отстой". Неуважение проявляется в разговорной речи, непослушании, дерзости и хамстве.
Глава района вступился за сорокинскую молодёжь. По долгу службы ему часто приходится бывать в школах, на молодёжных мероприятиях. Он замечает, что современные юноши и девушки тянутся к знаниям, любят свою малую родину вполне искренно. Их можно увлечь хорошей идеей. Они мечтают о профессии, о семье, детях.
Не так оптимистичен иерей Владимир. Исходя из своей практики, он пришёл к заключению, что современные дети – слабоуправляемые. Причём в разных школах уровень воспитанности детей разный. Казалось бы, одно село, а в трёх школах при одинаковых требованиях дисциплина разная.
Прихожанка викуловского храма Татьяна высказала замечательную мысль: "Воспитывать детей надо так, чтобы от них не страдали другие".
И опять все пришли к одному мнению: без личного примера не воспитать достойного гражданина. Есть, конечно, исключения, но в основном, как говорится, яблоко от яблони...
Бог дал людям заповеди, школа даёт установки в виде правил поведения, а в семье всё сосредоточено на авторитете родителей... Именно здесь появляется много вопросов.
В течение тысячи с лишним лет для большинства россиян понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести исходили из православной веры. Православие имеет необходимый духовный потенциал, многовековой положительный опыт в области духовно-нравственного просвещения. У школы в запасе большое количество методик. В семье на первом месте личный пример отца и матери, сложившиеся семейные традиции.
И где та школа или семинария, в которой аттестуют родителей? Кстати, детей, по мнению гостей клуба, следует обучать в школах по единым учебникам, как это было в советское время. Полезные примеры не надо игнорировать.
По словам священников, Церковь в современном мире тоже в постоянном поиске методов воспитания. В православных школах дети приобретают глубокие знания и получают достойное воспитание. Владыка Тихон привёл убедительную цифру: 160 юношей и девушек, выпускников ишимской православной школы, поступили в высшие учебные заведения.
"Противостоять злу – наша обязанность. Мы должны прививать детям только добро", – сказал он.
Так ведь прививаем же! Кому охота видеть своё чадо невоспитанным, грубияном? От невоспитанности до криминала один шаг. Незадачливые родители в своё время обучались в тех же школах.
Отец Владимир в завершение встречи пожелал ценить то время, в котором живём, помнить историю, чтить Бога и родителей. А владыка Тихон ещё раз подчеркнул, что успехов в воспитании детей можно добиться общими усилиями.
Седьмого января православный мир будет праздновать Рождество Христово.
Уже в отроческие годы Иисус Назарей проявлял пытливость ума и недюжинные способности. Он был гордостью матери Марии.
Пусть и наши дети будут благодарными, умными и достойными своих родителей чадами!