В прошлом году по сравнению с предыдущим 2013-м количество погибших в авариях на дорогах региона сократилось более чем на 20%: 271 человек против 346-и. Как говорит полковник Геннадий Лоточкин, удалось спасти небольшую деревню.
Начальник областного УГИБДД связывает эту пусть и небольшую, как та деревня, но все-таки победу с усиленной работой инспекторов дорожно-патрульной службы на трассах.
Допустимые промилле и больше
В качестве положительного опыта он отмечает дежурство патрульных экипажей на тех участках трасс, где наблюдается нестабильная дорожная обстановка. Также считает эффективной мерой борьбы с нарушениями сплошные проверки – особенно, если они направлены на то, чтобы выявить и отстранить от управления транспортным средством пьяных водителей, количество которых, как показывает статистика, не уменьшается. В 2014 году, например, сотрудники ГИБДД задержали по области порядка 15 тысяч водителей в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Сюда же относятся и те, кто отказался проходить медицинское освидетельствование. Как правило, эти в момент задержания тоже были пьяны или находились под действием наркотиков, но не согласились сдать анализ, чтобы не попасть на учет в наркодиспансер.
– Инспекторов не обмануть – невменяемого человека от трезвого они могут отличить даже визуально, но закон позволяет таким отказаться от освидетельствования, – развел руками полковник.
Закон позволяет сейчас садиться за руль и тем, кто выдыхает 0,16 мг спирта на литр воздуха, в КоАП вернулась допустимая норма. По предположению полковника, не будь ее – мы бы получили и вовсе всплеск статистической алкоголизации водителей. Впрочем, всплески и без этого есть – не захлебнуться бы. Осенью инспекторы задержали рекордное число наркоманов-водителей. В большинстве своем – это молодые люди, употреблявшие так называемые соли и спайсы. Предположительно, студенты, которые приехали в Тюмень открывать новый учебный год.
Даром преподаватели...
Создают проблемы на дорогах и трезвые молодые водители, которые недавно выпустились из автошкол. В прошлом году госавтоинспекция выдала (с первого раза экзамен сдали только 13% кандидатов в водители) более 62 тысяч водительских удостоверений. Доверие оправдали далеко не все: по вине автомобилистов, стаж которых меньше трех лет, произошли 522 аварии, в которых получили травмы 813 человек, 37 погибли.
В связи с этим инспекторы ГИБДД намерены строго подходить к проверкам автошкол. Из 68 областных организаций, которые готовят курсантов, эту проверку прошли пока только 32.
Может, оно и к лучшему, считает Геннадий Дмитриевич. Потому что у тех автошкол, кто не выдержал экзамен ГИБДД, либо своего автодрома нет, либо учебная программа такая невнятная, что непонятно, кого и чему по ней вообще можно было научить…
А то, что не по графику – нафиг?
Рассказал полковник Лоточкин журналистам и о ситуации, складывающейся вокруг общественного транспорта. Несмотря на все усилия, прикладываемые разными заинтересованными структурами и гражданами (пассажиры часто обращаются с жалобами и пожеланиями в «Тюменьгортранс», надеясь внести свою лепту в совершенствование транспортной системы), ситуация эта пока – так себе. По крайней мере, с точки зрения ГИБДД. Мыслимо ли – в 2014 году за различные нарушения в сфере эксплуатации автобусов, в том числе и малой вместимости – что назывались раньше маршрутками, привлечено к ответственности более 900 должностных лиц. И 1770 водителей общественного транспорта, которые нарушили правила дорожного движения.
– Большинство из них в объяснительных так и пишут: «Проехал перекресток на красный сигнал светофора, потому что отставал от графика», – говорит Лоточкин. – Проблема эта не новая, который год мы совместно с органами городской власти ищем ее решение. Госавтоинспекция придерживается того мнения, что график не может быть важнее безопасности людей на дороге. А значит, графики движения автобусов надо соотносить с реальной дорожной ситуацией. Их изменить легче. А последствия аварий бывают необратимы.
Необратимые последствия
К сожалению, в этом году уже есть потери. Страшная авария произошла в воскресенье на 189-м километре трассы Курган – Тюмень. Здесь закрутило легковой «шевроле» и выкинуло его на встречную полосу, прямо на бензовоз, который протащил легковушку по трассе еще метров пятьдесят. Погибла молодая водитель «шевроле» и два ее пассажира – мужчина и женщина…
– Предстоит следствие, однако мы уже направили материалы проверки в прокуратуру: на участке дороги, где произошла авария, колейность, – сказал Геннадий Лоточкин. – Это могло быть одной из причин того, что легковой автомобиль выбросило с полосы.
… И прогнозы
Однако полковник Лоточкин, несмотря ни на что, прогнозирует улучшение дорожной ситуации. Когда-то же должна уже улучшиться! Большие надежды в этом плане возлагает на камеры фото- и видеофиксации.
– Водители уже ощутили на себе, каково это – платить по нескольку штрафов в неделю из-за нескольких выигранных минут времени, – говорит Геннадий Дмитриевич. – В прошлом году автоматические системы фиксации нарушений выявили 317,5 тысячи нарушителей! Есть, конечно, множественные рецидивы, но их не такой большой процент. В основном, водителям хватает одного, двух постановлений, чтобы вести себя на дороге аккуратнее.
Упомянул полковник и о новых камерах, которые установлены на выездах из города, на пермяковском и мельникайтевском путепроводах. И о пополнении материальной базы ГИБДД мобильными видеокомплексами, которые устанавливаются в патрульных экипажах.
Добавил, что граждане тоже не остаются равнодушными к тому, что происходит на городских и загородных дорогах: присылают записи со своих видеорегистраторов, на основании которых полицейские возбудили более тысячи административных дел.
– Это яркий пример человеческого небезразличия, – считает полковник. – Люди уже хотят наконец-то жить нормально!
Да чего уж там… Люди хотят хотя бы просто жить. Хотя, судя по ежедневным «уловам» инспекторов ГИБДД, не все.