Медиакарта
10:16 | 20 октября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Может ли минус давать плюс?

01:38 | 15 января 2015

В январе в магазинах всегда затишье. Но так ли все спокойно на ценовом фронте? Насколько кусаются послепраздничные цены? Мониторинг цен на социально-значимую группу товаров в областном управлении лицензирования и регулирования потребительского рынка начали проводить в августе прошлого года, после введения европейских экономических санкций. Но накануне новогодних праздников на повышение цен повлияли еще и внутренние факторы. Накануне 31 декабря, как известно, все ходят за покупками, и в этих рейдах по магазинам покупают не только продукты первой необходимости, но и те, на которые еще месяц назад либо совсем не смотрели, либо только пробегали глазами из любопытства. Без чего-то вкусненького – экзотичного и деликатесного – многие и не представляют себе долгие зимние застолья. На повышенный покупательский спрос немедленно отреагировали и цены. Как очевидно, в сторону увеличения. Насколько эти скачки были обоснованы, и что стало с ценами, когда ажиотаж спал? С 9 января в управлении лицензирования и регулирования потребительского рынка начался второй этап мониторинга цен, в который включили проверки 14 торговых сетей по 160 наименованиям товаров. В список попали, в том числе, и супермаркеты «Лента». Начать решили с нового торгового центра, расположенного по улице Республики, 291. Еще в декабре прошлого года было принято постановление правительства Тюменской области о том, что торговая наценка на социально-значимые товары не должна превышать 15 процентов. По словам Антона Машукова, заместителя начальника управления лицензирования и регулирования потребительского рынка, проверки, проведенные по горячим следам, показали, что торговые сети и до принятия этого документа, и после в большинстве случаев держались в этих рамках. Более того, некоторые вышли после праздников с минусовой наценкой, то есть реализовывали отдельные группы товаров по ценам ниже закупочных. – Бананы, например, у нас почти всегда в минусе, – сказал Александр Мастерских, директор магазина «Лента-94». – Мы закупаем их по цене свыше ста рублей за килограмм, а продаем чуть ниже шестидесяти. Просто мы должны ориентироваться на мониторинг цен своих конкурентов. Формирование цены на товар вообще вещь хитрая и, по словам Машукова, зависит от многих факторов. В частности, от закупочных цен. На них сейчас и обращают особое внимание специалисты управления при проверках. Понятно, что если закупочная цена на товар повысилась, скажем, со 100 рублей до 150, то и цена реализации вырастет. Осталось только разобраться – почему и там гонят волну откуда ее не ждали. По крайней мере, покупатели. Например, многих удивило подорожание овощей. По свидетельствам горожан, накануне Нового года цены на огурцы взлетели до немыслимых 500 рублей за килограмм. Резкий скачок зафиксирован и по свежей капусте. В отношении этих продуктов, считает Антон Машуков, все более-менее понятно. Для овощной продукции вообще характерны так называемые качели. Накануне сбора урожая цены достигают максимума, потом, когда хранилища полны, – минимума, а через пару месяцев их снова бросает в сторону повышения. Это объясняется затратами на хранение продукции. В том числе и выращенной на тюменских полях. Например, капусты. По самым скромным подсчетам цена ее с сентября выросла в два раза. В «Ленте», например, на ценниках написано: «34 рубля». Правда, для держателей дисконтных карт магазина цена снижена почти на 13 рублей.

Особая история – с помидорами и огурцами. Несмотря на то, что эти овощи растут почти на всех дачных участках, в сетевых магазинах они преимущественно привозные и импортные. Поэтому зимой становятся почти золотыми. Местными огурцами тюменских покупателей планируют обеспечить теплицы, которые недавно введены в строй в Нариманово, но пока поставок в «Ленту» оттуда еще не было.

Продукция местных товаропроизводителей, по словам Александра Мастерских, последнее время становится хитом продаж. И это заметно по многим группам товаров, в том числе социально-значимых. Хотя поставщиков существенно больше не становится. В декабре появился только один новый – Тобольский молочный комбинат. Тобольское молоко уже есть на тюменских полках и пока оно в «Ленте» самое дешевое – 29 рублей за литр.

К сожалению, не всегда местное означает самое дешевое. Конечно, покупателям этого очень хотелось бы. Но, считает Машуков, только на дешевизну товара не стоит ориентироваться. Лучше все-таки искать самое оптимальное соотношение цены и качества. И по второму показателю тюменское часто превосходит своих конкурентов, хотя бы уже потому, что на наших предприятиях используется топовое, современное оборудование. Так что минус в цене не всегда дает плюс покупателю.

Автор: Инна Горбунова