В районе успешно реализуют президентскую инициативу
На августовской конференции, состоявшейся в Онохино 27 августа, шёл
разговор об итогах и перспективах реализации образовательной инициативы
"Наша новая школа". Этой же теме была посвящена наша беседа с
начальникам управления образования Тюменского района Натальей
Бирюковой.
- Наталья Анатольевна, в феврале этого года утверждена национальная
образовательная инициатива "Наша новая школа". Серьёзные изменения
коснутся содержания образования, методов работы с детьми. Готово ли
педагогическое сообщество района к серьёзным переменам?
- Ровно год назад на августовской педагогической конференции мы начали
обсуждение направления реализации президентской инициативы, определили
механизмы и сформулировали конкретные задачи на прошлый учебный год.
Был разработан районный план мероприятий.
Сразу отмечу, что по всем направлениям велась интенсивная работа, и в
целом мы выполнили поставленные задачи.
Если говорить об обновлении содержания образования, то мы стремились
повысить качество образования, а значит обеспечить уровень
сформированности компетенций учащихся требованиям государственных
стандартов, усилить воспитательный потенциал образовательных
учреждений, должны были начать переход на стандарты второго поколения и
охватить как можно больше дошкольников образовательной услугой.
Что мы имеем на сегодняшний день? Рост качества обучения составил 1,2
процента к уровню предыдущего учебного года, увеличилось и число
выпускников, награждённых золотыми и серебряными медалями. Отсутствует
отсев.
Если говорить о результатах государственной итоговой аттестации, то Тюменский район стабильно входит в тройку лидеров по русскому языку и математике. Десятку сильнейших учебных заведений района по русскому языку возглавляет Богандинская школа N 42, по математике - Чикчинская. В тройке лидеров Янтыковская и Муллашинская школы. На районном праздновании Дня учителя планируется награждение лучших учителей, на эти цели из местного бюджета выделили более 1 млн. рублей.
Одним из приоритетов в прошедшем учебном году было создание
безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов. Ремонт Борковского
детского дома позволил создать условия для инвалидов-колясочников.
В районе успешно реализуются коррекционные индивидуальные программы
обучения, по окончании учебного года все выпускники с ограниченными
возможностями здоровья получили документы об образовании установленного
образца.
В рамках развития дистанционного образования детей-инвалидов,
обучающихся на дому, мы сформировали заявку на поставку компьютерного
оборудования для 20 человек с 1 по 10 класс из 15 образовательных
учреждений, педагоги прошли соответствующую подготовку. После поставки
компьютерной техники дистанционное обучение станет реальностью.
- Расскажите, пожалуйста, что такое новые образовательные стандарты?
- Одним из важнейших результатов разработки стандартов второго
поколения явилась поправка к ст. 7 Закона РФ "Об образовании" в
определении понятия стандарта. В предыдущей версии оно было таким:
"Стандарт - это обязательный минимум содержания образования, требований
к уровню подготовки выпускника". Сегодня под стандартом понимается
система требований: требования к результатам освоения основных
образовательных программ, требования к структуре основных
образовательных программ и требования к условиям реализации основных
образовательных программ.
Эти "три т" существенным образом влияют на организацию деятельности
системы образования в целом. Главным элементом в разработке стандартов
второго поколения являются требования к результатам освоения основных
образовательных программ. То есть это совокупность потребностей семьи,
общества и государства, выявленных в результате социологических
исследований. На основе обобщённых требований был разработан документ
"Планируемые результаты". Первое "т" будет являться основой для
проведения итоговой аттестации выпускников и аккредитации
образовательных учреждений.
Требования к структуре основных образовательных программ - это
требования к организации образовательного процесса. Это базисный
учебный план, примерные программы, которые включают в себя планируемые
результаты, программы внеурочной деятельности, программа воспитания и
социализации. Последняя включает в себя программу по работе с семьёй и
т. д. Это большое число нормативных документов, регламентирующих
организацию деятельности школы и обеспечивающих достижение планируемых
результатов. Этот документ формируется самим образовательным
учреждением и должен обеспечивать достижение планируемых результатов.
В свою очередь, образовательный процесс должен обязательно иметь
ресурсное подкрепление. Для этого и существует третье "т" - требования
к условиям реализации основных образовательных программ, совокупность
регламентов и нормативов, которые обеспечивают успешное
функционирование образовательного учреждения по реализации основной
образовательной программы, а она, в свою очередь, - достижение
планируемых результатов. Грубо говоря, должен быть ресурс, который
обеспечивал бы процесс достижения результата.
Система "трёх т" требует квалифицированных учителей, абсолютно
соответствующих СНиПам и СанПиНам зданий, соответствующей
материально-технической базы, информационных ресурсов, спортивных
сооружений, библиотек, которые отвечают требованиям стандарта.
- Когда начнётся переход на новые образовательные стандарты в школах
района?
- Переход на новые федеральные государственные образовательные
стандарты в Тюменском районе первой будет осуществлять Винзилинская
начальная школа, которая приказом департамента образования и науки
Тюменской области утверждена в качестве пилотной площадки, участвующей
в апробации федеральных образовательных стандартов начального
образования. В этом году администрация и учителя школы прошли обучение,
сформирован новый учебный план и перечень дополнительных
образовательных услуг, которые педагогам Винзилинской начальной школы
предстоит апробировать в 2010-2011 учебном году.
Мы прекрасно понимаем, что внедрение современных стандартов не должно
превратиться в пустую формальность, а должно реально изменить к лучшему
и содержание обучения, и условия пребывания детей в школах.
Опыт работы "пилотной" площадки (положительные и проблемные моменты) в
течение учебного года мы будем освещать на совещаниях руководителей
школ и их заместителей, заседаниях районного методического объединения
учителей начальных классов. Мы должны выполнить главную задачу -
подготовить руководителей и педагогические коллективы к внедрению новых
образовательных стандартов во всех школах. Кстати, эта работа
проводится далеко не во всех субъектах Российской Федерации, а лишь в
14. Её главная цель - получить не некий предметный результат, а
ребёнка, который будет успешен.
Отличительной особенностью новых стандартов является их личностная
ориентация - отказ от предметно-центризма и переход к личностной
центрации образования.
- Какая роль при этом отводится дошкольному образованию?
- По мнению учёных, даже не школьное, а дошкольное образование
формирует базу личностного развития, базу образования для современного
человека. Именно поэтому в области и районе проводится целенаправленная
работа по развитию дошкольного образования. Тем не менее, из 4957 детей
"столичного" в возрасте с 3 до 7 лет 26,7% стоят в очереди на получение
места в детском саду. Поэтому наша задача на 2010-2011 учебный год -
открыть дополнительно 2070 мест, обеспечить охват образовательной
услугой 95 % детей с 3 до 7 лет и значительно снизить очерёдность.
Есть и реальная возможность добиться этих результатов, тем более что
сегодня на территории района строятся не только государственные детские
сады, но и частные: открылось и получило лицензию автономное
некоммерческое образовательное учреждение детский сад "Моё солнышко" в
д. Патрушево.
- Каковы особенности системы работы с талантливыми детьми?
- Одной из приоритетных задач мы считаем совершенствование системы
поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в
течение всего периода становления личности.
В этом направлении у нас также имеются определённые результаты:
увеличилось количество школьных научных обществ и детей, занимающихся
исследовательской деятельностью; во всех школах организованы предметные
кружки; растёт число их участников; расширяется спектр творческих
конкурсов различного уровня, увеличивается количество победителей
областной научно-практической конференции "Шаг в будущее".
Мы с полной уверенностью можем сказать, что в районе сложилась
определённая система поддержки талантливых детей. В рамках нацпроекта
поощряются победители и призёры конкурсных мероприятий различного
уровня. На эти цели из местного бюджета было выделено 613000 рублей
Инициативой "Наша новая школа" предусматривается поддержка талантливой
молодёжи, как в области спорта, так и в области культуры. Наши дети при
поддержке администрации района выезжали на российские конкурсы и форумы
(например, воспитанница Каскаринской школы искусств в г. Сочи или
учащиеся Янтыковской школы в г. Москву).
По инициативе областной федерации лыжных гонок и биатлона и при
поддержке Думы Тюменской области на базе Червишевской средней школы
созданы спортивные профильные классы. Первый год работы был
результативным и показал, что проект имеет право на жизнь. В 2010-2011
учебном году в спортивных классах будет обучаться 45 человек.
Традиционные формы работы с талантливыми детьми будут реализовываться и
в следующем учебном году. Под эгидой управления образования начнёт
работу районная школа одарённых детей "Интеллект".
- "Наша новая школа" предъявляет новые требования к учителям. Какова
система воспитания педагогов новой волны?
- С нового года вступает в силу новый порядок аттестации педагогических
кадров. Специалисты управления образования уже провели обучающий
семинар с администрациями всех образовательных учреждений, планы на
местах скорректированы.
Росту профессионализма способствовало участие в областных мероприятиях.
Так, в рамках Года учителя были организована ярмарка педагогических
идей, которая позволила учителям района не только посетить другие
территории (Тюмень, Тобольск, Голышмановский район, Юргинский район),
но и поделиться своим опытом работы. В Тюменском районе площадки были
открыты на базе Ембаевской школы и Винзилинской начальной школы.
Кроме того, управление образования района вышло с инициативой в адрес
Тюменского областного института развития регионального образования о
разработке творческого проекта "Новой школе - новый учитель". Мы
искренне надеемся, что при финансовой поддержке администрации района
данный проект будет успешно реализован.
С целью привлечения в школы молодых специалистов разработана система
четырёхсторонних соглашений, в которых предусмотрены различные
социальные гарантии. В прошлом учебном году такие соглашения заключены
с 24 педагогами, в этом к ним прибавится ещё 14.
Действует и механизм поддержки лучших учителей. На эти цели только за
последний год было выделено более 1,5 млн. рублей.
- Национальная образовательная инициатива предполагает изменение облика
образовательных учреждений и их инфраструктуры.
- С этой целью на проведение капитального ремонта и приведение зданий в
нормативное состояние из областного бюджета выделено 270 млн. руб. и
более 2 млн. руб. на эти цели направили главы муниципальных
образований.
В этом году 12 образовательных учреждений привели в соответствие с
требованиями надзорных органов. Всего в районе привели в нормативное
состояние 35 % (22) образовательных учреждений.
Решение задач по изменению школьной инфраструктуры невозможно без учёта
тенденций развития информационного общества и влияния процессов
информатизации на образование. Кстати. Это один из основных вопросов,
рассматриваемых на августовских педсоветах всех уровней.
Количество компьютерной техники в школах района в целом позволяет
обеспечить качественный образовательный процесс. Из 560 компьютеров,
задействованных в организации обучения, 200 заменили в этом году за
счёт областного бюджета и при поддержке депутатов областной Думы, а
также приобрели 8 интерактивных досок. На замену традиционным партам и
столам придёт разноростовая, регулируемая мебель.
На оборудование медицинских кабинетов израсходовано почти 1,5 млн.
рублей, процедуру лицензирования прошли медицинские кабинеты всех школ.
Работа по ремонту и приведению в нормативное состояние образовательных
учреждений позволяет нашим школам быть конкурентоспособными на уровне
области. Так, в конкурсе "Лучшая школа Тюменской области" приняли
участие 4 образовательных учреждения, а Янтыковская школа стала
победителем в номинации "Лучшая школа с этнокультурным компонентом".
- Что делается в школах района для сохранения здоровья детей?
- Горячее питание организовано для 99,9 % обучающихся (по области -
97,3 %). Дополнительно из муниципального бюджета были выделены средства
на организацию бесплатного питания учеников первой ступени обучения. 2
млн. 46 тыс. бюджетных рублей выделены для организации бесплатного
питания учащихся начальной школы в этом году. Расписание занятий во
всех образовательных учреждениях района составлено с учётом
гигиенических требований и согласовано с Роспотребнадзором. Доля детей,
регулярно занимающихся спортом, в районе составляет 42 %. В итоге
удельный вес здоровых детей поддерживаем на уровне 86,7 %.
В этом году в учебные планы ввели дополнительный третий час
физкультуры, есть договорённость, что занятия будут проводиться не
только в спортивных залах школ, но и на базе спорткомплексов и площадок
муниципальных образований.
- Ваши пожелания коллегам в новом учебном году?
- Хочу поблагодарить педагогическое сообщество "столичного" за большую
и самоотверженную работу, которая позволила нам в прошедшем учебном
году достичь хороших результатов. В этом успехе есть частица труда
каждого работника системы образования. А потому хочу пожелать педагогам
района счастья, здоровья, успехов, радости творчества и новых свершений
на благо образования столичного района.
Отвечая на вопрос, готовы ли педагоги района к переходу на новые
образовательные стандарты, хочу подчеркнуть: Тюменская область и наш
район органично вписываются в систему новых требований и стандартов.
Многое из того, что другим предстоит апробировать, мы уже применяем на
практике. Поэтому перемены закономерны, они соответствуют духу времени,
задачам, которые перед нами ставят власти, и во многом нашим взглядам.
Беседовала Татьяна ЮРТИНА.