Телевизор предлагает кино. Ну давай, ящик, развлекай меня… Перед фильмом, как теперь заведено, выползает титр-предупреждение: «Внимание! В фильме присутствуют сцены употребления табака. Курение опасно для вашего здоровья». Ну и что – привыкли уже все. Смотрим дальше.
Первый же кадр – к обугленному дереву привязан человек. Черноусый злодей поднимает маузер – бах-бах. Нет человека. Злодей пришпоривает свою гнедую и медленно трогается с места. Камера фиксирует его перемещение. По первому плану крупно ноги повешенных – одного, другого.
Всё это – первые 20 секунд фильма. Ещё до титров. А после… Ого-го. После – понеслось кино по кочкам. Людей в этом фильме смачно бьют по голове, запарывают нагайками, душат, режут ножами, сбрасывают с высоты, взрывают, попросту пристреливают. Крепкие напитки герои (плохие, естественно) тоже употребляют взахлёб. И где-то раз или два в ночной тиши у костерка затягиваются самокруткой.
Это фильм целомудренного 1966 года… Догадались уже? Ага – «Неуловимые мстители». Для детей киношка. И вот детишек, стало быть, заботливо предупреждают: «Курение убивает». Не нож, не пуля, не граната… Курение. Понятно, что делается это по требованиям «антитабачного закона» (№115 ФЗ).
А вот все киноубийства, согласно Федеральному закону о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (№436 ФЗ), должно сопровождать маркировкой возрастного ограничения. В фильме про «Неуловимых» этого душегубства множество, но помечен он гуманным 12+, так как по рекомендации Роскомнадзора относится к категории «культурное наследие, имеющее художественную ценность».
И правильно, конечно. И всё понятно – есть законы, требования которых, безусловно, надо выполнять. Есть требуемые титры и маркировка. И курить вредно. Но всё же, как-то смешно это выглядит – опасная для общества «козья ножка» косого Илюхи и миролюбивый маузер атамана Лютого.
Мы вот тоже газету маркируем 16+. Зачем? – спрашивают читатели. Ведь никакой «расчленёнки» в «Тобольской правде» отродясь не бывало.
А вот вдруг кто-нибудь бдительный в репортаже из жизни лиц БОМЖ усмотрит «побуждение к занятию бродяжничеством или попрошайничеством». Или в историческом очерке, хоть бы и про протопопа Аввакума – «натуралистический показ процесса лишения жизни или нанесения увечий». Или ещё чего… Это «неуловимым» можно кровь пускать направо-налево.
Хотя, если задуматься, старейшая газета Сибири тоже ведь культурное наше наследие. Но всё-таки промаркируемся. На всякий случай. Чтобы «Бурнаши мост не подожгли». Чтобы «и тишина».