Традиции бывают разные. Например, Женя Лукашин каждый год 31 декабря ходил в баню. А у медицинских работников нашего города есть куда более полезный обычай – в последний четверг января они приходят на станцию переливания крови.
Много лет назад в Тюмени существовала третья городская больница, и в ней работал участковый терапевт Станислав Муравьев. А когда он занял пост главного врача, то создал традицию – всем коллективом сдавать кровь. Больницы давно уж нет. Медиков, работавших в ней, разбросало по разным учреждениям, а традиция – сохранилась.
– Каждый год доктора сдают кровь для своих пациентов: 100 человек отдают примерно 40 литров крови. Столько же, сколько станция передает в лечебные учреждения за двое суток, – говорит главный врач СПК Александр Гаврилей.
Работники СПК тоже регулярно сдают кровь: примерно половина коллектива – постоянные доноры, а десять человек уже заслужили звание «Почетный донор». Главный врач и сам ложится на кушетку не меньше трех-четырех раз в год – третья отрицательная группа крови достаточно редкая, и может понадобиться срочно.
– Бывает, так нужно, что меня из кабинета вытаскивают, отрывая от любых дел, – смеется Александр Гаврилей. – Но я не самый интересный донор. У нас есть сотрудница, которая является самым пожилым донором. Ей 73 года. Несколько лет назад у нас существовал верхний возрастной порог – после 70-ти лет сдавать кровь нельзя. Теперь его отменили, чему она очень рада.
Впрочем, по словам Гаврилея, именно люди старшего возраста – от тридцати до пятидесяти – являются самыми активными донорами. Молодежь не то чтобы не хочет помогать тем, кто попал в сложную и опасную для жизни ситуацию… Просто не находит времени прийти на станцию переливания. Зато каждый раз, когда врачи проводят выездные акции на донормобиле, молодых людей в очереди оказывается предостаточно.
– Мы, конечно, благодарны каждому, кто приходит сдавать кровь, но вынуждены говорить о том, что только постоянный донор является проверенным и надежным, – вздыхает Александр Гаврилей. – Компоненты крови короткого срока хранения, такие как тромбоциты, заготавливаются только от постоянных доноров, потому что мы уверены – они ничем не больны. Если же донор пришел в первый раз, кровь (а точнее, плазма крови) должна будет полгода пролежать в карантине, несмотря на то, что у донора брали анализы, и они оказались отрицательными. Не все болезни можно распознать при первой проверке, а вирусная безопасность пациента, которому кровь перельют, всегда на первом месте. В год мы выдаем 14-15 тысяч литров крови, и каждый пакет не должен содержать болезнетворных организмов.
… Пришедших на станцию переливания крови я попросила ответить на вопрос: «Что побуждает вас быть донором?»
Ольга Федорова, заместитель главного врача лечебно-реабилитационного центра по ЭВН:
– Я сдаю кровь уже лет тринадцать… Начала, когда жила и работала в Когалыме. Потом в Тюмень переехала и здесь продолжила. Мне сложно сказать, как так получилось. Еще в медицинском училище мне объяснили – это надо делать. Просто надо и все. Донорство стало не просто привычкой, а образом жизни. Такой вот образ жизни – помогать людям. Я и родных к донорству привлекаю, дочь и зять несколько раз в год кровь сдают.
Наталья Пятина, медицинская сестра терапевтического отделения поликлиники МСЧ «Нефтяник»:
– Я – начинающий донор. Кровь сдаю только в четвертый раз, но мне кажется, что это станет чем-то регулярным. Жаль только, что не всегда удается с работы вырваться, а в остальном – процедура не кажется мне неприятной, иголок я не боюсь. Мне вообще непонятны медики, которые боятся медицинских процедур! Первый раз я пришла сдавать кровь, потому что близкий человек пострадал, и ему требовалось переливание. И второй раз причина была та же. У меня и брат тогда сдавал кровь, а теперь сдает регулярно. А папа – он вообще «Почетный донор». Так что это, можно сказать, семейная традиция, образовавшаяся, во многом, потому что у нас редкая четвертая группа крови.
Наталья Конденко, медицинский регистратор лечебно-реабилитационного центра:
– Я начала сдавать кровь не так давно, делаю это в пятый раз. Мне сложно сказать, почему я, будучи уже взрослой женщиной, вдруг решилась. Наверное, стадное чувство. Только влилась в новый коллектив, а они все в рабочий день поехали на станцию. Ну, и я с ними заодно. И ничуть не жалею! Признаюсь, каждый раз, перед тем как лечь на кушетку, я немножко боюсь. Но справляюсь с собой. Многие на самом деле побаиваются, в этом нет ничего неестественного или неправильного. Главное, уметь договариваться с собой. Думаю, когда-нибудь и родных привлечь к благому делу.
Людмила Мефодиевна, рентген-лаборант МСЧ «Нефтяник»:
– Я – «Почетный донор» с 1982 года. За всю жизнь сдала около 23 литров крови. Когда была операционной медсестрой, мы сдавали кровь постоянно и даже делали прямое переливание пациенту, в те времена такое еще практиковалось. А теперь я сдаю кровь раз в год. Наверное, дело не только в установках, заложенных в нас во времена советской медицины, но и в личном примере – у меня донором была мама. А теперь вот внучка месяц назад кровь сдала, хочет тоже когда-нибудь стать «почетной».
Ольга Фролова (в девичестве Муравьева), сотрудник компании Роснефть:
– У меня, можно сказать, выбора не было. Папа (Станислав Муравьев, главный организатор ежегодного «Дня донора» для медицинских работников – Д.Р.) так много рассказывал о донорстве и о том, что это долг каждого настоящего человека… В итоге я пришла на станцию переливания сразу, как мне исполнилось 18 лет и прихожу несколько раз в год до сих пор. А чтобы было веселее, я еще в юности уговорила подруг составлять мне компанию.
Ольга Соломеина, рекордсмен Тюменской области по легкой атлетике, сотрудник компании Роснефть:
– Первый раз я сдавала кровь для супруги моего тренера, у нее были трудные роды. А потом уже за компанию с Ольгой Станиславовной. Так и повелось, что мы ходим сдавать кровь примерно четыре раза в год. Даже чаще, если к нам в компанию Роснефть приезжает донормобиль. А ответ на вопрос: «Почему?»… Мне не сложно, а людям – польза.