Медиакарта
12:20 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«В картинах – мой след на земле!..»

«В картинах – мой след на земле!..»
11:36 | 02 февраля 2015

Прошло почти десять лет с того памятного дня, когда мне довелось познакомиться с Анатолием Фёдоровичем Шороховым. Элегантная подтянутость, благородная седина, уверенная неспешная и негромкая речь, лёгкая походка выдавали в нём человека степенного, мудрого, творческого, с тонким художественным вкусом. Мы бродили по Ишиму, побывали в памятных для мастера местах. Он рассказывал о детстве, о своём учителе Григории Ивановиче Шарапове, приглашал в дорогой его сердцу Севастополь. Ответный мой визит состоялся лишь осенью 2014 года, не в самые солнечные для Анатолия Фёдоровича дни – он восстанавливался после операции. Но чувствовал себя отлично и потому, как гостеприимный хозяин, пригласил меня в мастерскую, сбежав из больницы («Там мне нечего делать, я не чувствую себя больным. Теряю время, а дел так много!»). Художника сопровождала дочь Инна Анатольевна. Вместе они показали мне все холсты-гиганты, эскизы, графику. Поразило то, как мастер умело организует своё время, которого хватает и на работу, и на семью, и на искусство, и на спорт. Листаем графические иллюстрации и плакаты для газеты к советским праздникам 60-70-х годов – интереснейшие, ярчайшие приметы ушедшей эпохи и примеры мастерства художника. «Смотрю на свои работы в «Славе Севастополя» и поражаюсь, насколько быстро я реагировал, как метко продумывал сюжеты и композиции, как легко и быстро воплощал…» Кстати, когда в те же годы художник приезжал в Ишим навестить родных и близких, то неизменно заходил и в редакцию газеты «Ишимская правда», где частенько публиковали его рисунки и плакаты. С Ишимом Анатолий Фёдорович не теряет связи и теперь. И наша встреча в Крыму не была случайной. Со мною художник передал несколько своих работ для Ишимского историко-художественного музея. Мастерская художника – особый мир. Это и камерное пространство для творчества, и место, куда приходят герои будущих произведений, друзья и гости. Всех впечатляет масштабное полотно «Синопский бой», украшающее стену над гостевым диваном. Обращаясь к теме обороны Севастополя в период Крымской войны 1853–1856 гг., художник и не подозревал, что станет свидетелем важнейших исторических событий 2014 года – «третьей обороны» города. Анатолий Фёдорович всегда осознавал себя русским художником, писал события российской истории, портреты моряков и адмиралов, их семьи и боевые будни, природу Крыма. Художник полюбил советский Севастополь, впервые увидев его студентом. В этом городе родились его дочь, внуки и уже правнуки – семья пережила годы пребывания Крыма в составе Украины и с воодушевлением и радостью приняла возвращение их родного города и всего полуострова в лоно Российского государства. Большой формат картин даёт художнику широкую возможность использования выразительных средств, но и обязывает к особой ответственности. К каждому масштабному полотну мастер создаёт очень много эскизов. Идея рождается незаметно, в одно мгновение, яркой вспышкой, а вынашивается, оттачивается долго. Внимательные зрители требовательны к деталям: какого цвета обмундирование, соответствуют ли нашивки на погонах тому времени и роду войск и т.п. Художник предвосхищает все эти вопросы, начиная работу над произведением задолго до того, как берёт в руки кисть. Мастер обладает талантом не только живописца и гравёра, но и скульптора, и плотника. От грунтовки холста до создания багета – всё Анатолий Шорохов делал сам. Жена и дочь всегда рядом, поддерживая, поощряя, терпеливо ожидая. Днём он – штатный художник в «Славе Севастополя», вечером – художник в мастерской, в выходные – участник тренировок и спортивных соревнований по подводной стрельбе. Анатолий Фёдорович – замечательный рассказчик. Предлагаю ему: «Записывайте воспоминания о себе, о своей работе, об учителях, друзьях…» «Нет, я – хроникёр… Обо мне картины должны сказать, в них – мой след на земле!» Ольга Самсонова.

Автор: Ольга Самсонова.