Медиакарта
16:42 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Почему же свое не дешевле?

00:52 | 04 февраля 2015

Тюменцы с нетерпением ждали появления на прилавках огурцов из деревни Нариманова, что в сорока километрах от Тюмени. Там в конце прошлого года открылась первая очередь тепличного комбината площадью 11 тыс. кв. м. Ждали в надежде на то, что местные овощи составят конкуренцию привозным, и цены на огурцы вернутся к доступному уровню.

Но чуда не произошло. В конце января наримановские огурчики появились на прилавках по ценам хоть и не выше, но и не ниже иноземных. Производители утверждают, что купить их продукцию можно в «Ашане», в «Ленте», в магазинах «Окей», а также на оптовых базах. Мы смогли поймать среднеплодные пупырчатые производства «ТюменьАгро» только в «Ашане». А в «Ленте» продавцы сказали, что ничего не знают о местных огурцах. Зато именно в «Ленте» продаются огурцы дешевле наримановских. Такой парадокс.

Но огурцы – не единственный пример того, что ценам в наших магазинах никакая конкуренция не указ. Как, впрочем, и адрес компании-товаропроизводителя. Не перестаю, например, удивляться, почему яйца Боровской птицефабрики стоят намного дороже Пышминских, хотя Пышма, как известно, находится значительно дальше поселка Боровский? Посредники любят ссылаться на транспортные расходы, когда речь идет о высоких наценках на поставляемую ими продукцию. Получается, что это не самая важная составляющая в стоимости товаров.

Поневоле приходишь к выводу, что единственным экономическим обоснованием стоимости того или иного товара для бизнесменов от торговли является покупательская способность. Хотя и в этом нельзя быть уверенным наверняка. Ведь те же огурцы по 200-300 рублей, как и помидоры по еще более высоким ценам, зачастую просто гниют на прилавках – большинству покупателей они не по карману. Но это не заставляет торговлю снижать цены. Потому что даже если часть товара придет в негодность, барыш за реализованное с лихвой перекроет все издержки. Если отойти от цен на самое насущное, то можно вспомнить и продукцию местных мебельных фабрик, которая не выдерживает конкуренции с ценами тех же миасских производителей. И дизтопливо с Антипинского НПЗ, которое, как уверяют в УФАС, реализуется за пределами области, а на местных АЗС продается привозное. Его дороговизну, кстати, объясняют пресловутыми транспортными расходами.

Хотя есть ведь у нас примеры того, что цены от тюменских производителей не только могут и должны, но и бывают ниже цен на товары, привезенные из других регионов. Только вот называть этих героев по именам и торговым маркам я остерегусь. Вдруг еще передумают? Или кто-то убедит их поменять ценовую политику. Примеры подобного непостоянства имеются. Взять тот же «Магнит», где до недавнего времени были самые низкие цены в городе, а сейчас они практически сравнялись с другими торговыми сетями.

Самое удивительное и лично мне непонятное в ситуации с ценообразованием – это нежелание товаропроизводителей раскрывать начальную стоимость их продукции. В том же «ТюменьАгро», к примеру, сослались на коммерческую тайну. Почему? Разве не в интересах производителей, чтобы их продукция была наиболее доступной? А ведь, как утверждают специалисты департамента АПК и областные депутаты из комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям, львиную долю прибыли от продажи получают посредники. Вот и последние прокурорские проверки, о которых много говорилось в СМИ, показали, что торговые наценки на продукты питания и даже медикаменты зашкаливают за 200-300 процентов от их начальной стоимости.

Но вернусь к наримановским огурцам. Я попыталась узнать их реальную стоимость из других источников. И опять безуспешно. В управлении лицензирования и регулирования потребительского рынка, в частности, ответили, что огурцы не входят в перечень социально значимых продуктов питания, а значит, государство не может повлиять ни на торговые наценки, ни на аппетиты самих производителей.

Автор: Вероника Ильина