Вспоминать о войне у этого девяностолетнего солдата Великой Отечественной давно уже нет сил, но самый страшный эпизод до сих пор стоит перед его глазами.
Очень больной, едва ходящий, он поднимается с кровати. Поднимается так, словно и сейчас готов дать отпор всем, кто забыл, что такое Россия и какие здесь живут люди. Павел Иванович Первушин рассказывает свою историю. Историю 18-летнего паренька, попавшего на передовую.
– Это было под Сталинградом. Фашисты шли на нас, а у меня патроны кончились. Только стал перезаряжать, голову поднимаю, а фриц уже прыгает сверху, с бруствера. Я и не успел даже испугаться, так всё мгновенно произошло. А он прямо на меня. Такая огромная туша… Я-то щуплый был. Потом вдруг слышу, как мой старший товарищ дядя Вася говорит: «Ну вот, сынок, и отвоевался ты». А я ему в ответ: «Да живой я, только меня немец чуток задавил». Видать очередь-то я успел дать по нему, в последний уж момент. Дядя Вася с меня фрица стаскивает, и не может. Позвал ещё наших. Еле стащили – вот это зверь так зверь, здоровущий такой был. Меня кровью своей залил всего с ног до головы.
Там же, под Сталинградом, получил Павел Первушин своё первое ранение. А всего с августа 1942 года до окончания войны был тяжело ранен ещё трижды. Он был командиром взвода спецмашин. Дошёл до Германии, где и встретил Победу.
Павел Иванович награждён орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За Победу над Германией», чехословацкой медалью «За храбрость».
А мирное время для него настало только в 1954 году. Отслужил своё в армии и вернулся в родной Тобольск.
Павел Иванович Первушин ни на что не жалуется, всё у него есть, кроме здоровья. Рядом супруга, племянница и внучка. Но вот только в последнее время очень расстраивает старого солдата то, что происходит в мире. Разум и сердце отказываются верить, что такое сегодня возможно.