Медиакарта
21:09 | 21 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Делились последним, чтобы выжить

08:10 | 10 февраля 2015
Источник: Заря

Жительнице деревни Кукушки Марии Макаровне Дроздевой 87 лет. Труженица тыла, дитя войны, она до сих пор не забыла того, что пришлось в сороковые вынести на хрупких плечах несовершеннолетним, их матерям.

Помнит и чувство тяжёлой утраты, душевной боли, когда из военкомата прислали извещение, в котором было написано, что 24 февраля 1942 года в бою под Ленинградом погиб отец.

До войны Макар Ефремович Хабаров был председателем Архангельского сельского совета, поэтому о нападении германских войск на Советский Союз узнал самым первым из деревенских жителей. А уже на следующий день стал проситься на фронт. Но районная власть поручила ему вначале организовать в колхозе уборочные работы. Чтобы ускорить их завершение, председатель передал сельсоветовские дела молоденькой учительнице, а сам пересел за руль прицепного комбайна.

Об этом и ещё о многом другом нам и поведала М.М.Дроздева.

– Уходили из деревни мобилизованные колонной. Возле речки Сплывайка я догнала солдат, подбежала к отцу.

Он крепко прижал меня к себе, поцеловал и на прощанье подарил бусики… Жаль что не сохранила их. Потом папа ещё четыре недели на формировании в Ялуторовске находился. Я несколько раз туда пешком к нему бегала… Большая ведь была, мне тогда тринадцать уже исполнилось.

Корову в годы войны Хабаровы держали свою. Она семье не только кормилицей, но и транспортом была.

– Запрягу её в телегу и с младшим братиком за дровами поедем. Витюшка-то хоть совсем маленький и не помощник мне никакой, а я его с собой брала, чтобы не так страшно в лесу было, да и в дороге не скучно. Нагружу сухого валежника, сверху сами усядемся и домой едем, песни с ним поём... А мама выйдет за деревню и уже нас поджидает. Тальник тоже на дрова я сама топором рубила. Иногда зимой мы жили при МТС. Там наша мама работала, и нам разрешали морозы в конторе переждать. По-доброму, с пониманием тогда люди относились друг к другу, – рассказывает бабушка Мария.

Вспоминает женщина и о том, как после проливных дождей вышла из берегов Исеть, и разливом затопило их огород с уже цветущей картошкой.

– Думали, погибать будем голодной смертью. После того как вода схлынула, оказалось, что и посадки почти все смыло. Которая картошка осталась – такая мелкая уродилась. Но ничего, выжили. Соседи, родственники делились тем, чем могли. А тётушка моя по маме Мастрида Михайловна бездетная была, так она и вовсе меня, как дочь, любила, помогала во всём. Благодаря крёстной я даже лесозаготовок в войну избежала.

Подарила тётя племяннице швейную машинку и на работу в коммунаровскую промартель устроила. Здесь во время войны девчата под руководством взрослых женщин и старого эвакуированного еврея шили солдатские шинели, гимнастёрки, брюки, стёганые фуфайки.

– Даже сапожники в цехе свои были, – добавляет наша собеседница. – То, что сутками мы трудились, этого не скажу. Ведь ночью электричество надо расходовать, а его жёстко экономили. Поэтому спешили норму при дневном свете выполнить. За работу нам продуктовый паёк выдавали. Каждый старался его разделить, чтобы часть домой родным унести.

С ранних пор научилась Мария Макаровна всякому рукоделию. Кроме как шить и вязать, умела она валять пимы, ткать половики и даже ковры не хуже фабричных. Всё это потом ей в дальнейшей жизни очень пригодилось. Да и замуж за Ивана Никитича Дроздева из деревни Ионина с добротным приданым вышла. Дружно в любви и согласии пятерых детей супруги на ноги подняли.

Можно лишь удивляться тому, как успевала эта небольшого роста, хрупкая женщина делить время между большой семьёй и нелёгким трудом на ферме, куда она позднее пришла.

– В 1964 году мы с мужем и ребятишками из Иониной перебрались в Кукушки. Дом свой тоже сюда перевезли. Даже с группой коров я не рассталась. Совхоз «Коммунар» тогда укрупнялся, и ферму здешнюю за счёт нашей расширили.

После двадцати лет в животноводстве М.М.Дроздева ушла на заслуженный отдых. Но использовать его себе во благо она и сегодня не умеет. Вяжет для многочисленных внуков и правнуков шерстяные носки. С весны до осени время на огородных грядках проводит. Хотя зрение уже основательно испортилось, очень любит читать.

На столике возле её дивана всегда свежие газеты и журналы. Особенно интересуется Мария Макаровна новостями района.

– А знакомого который раз в «Заре» увижу, обязательно порадуюсь за человека.

Автор: А.ВАСИЛЬЕВА