Медиакарта
14:28 | 28 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Владимир Якушев: «У нас есть четкое понимание, куда двигаться и что делать»

Губернатор области ответил на вопросы о бюджете, ценах и новых планах развития региона

Губернатор Тюменской области Владимир Якушев в интервью телеканалу «Тюменское время» ответил на наиболее злободневные вопросы, обсуждаемые жителями региона и всей страны.

– Владимир Владимирович, чем нынешний кризис отличается от предыдущих и есть ли прогнозы о его продолжительности?

– Текущий кризис отличается тем, что он затронул именно нашу страну, тогда как кризис 2008 года переживал практически весь мир, включая Китай, США, Европу. Конечно, всем вместе было более комфортно, а общие проблемы решались на уровне глав государств. Если в 2008–2009 годах можно было прогнозировать продолжительность не очень-то приятных процессов для экономики, то в настоящее время, пожалуй, никто не возьмется обозначить срок окончания непростой экономической ситуации, в которой находится страна. Таковы две отличительные черты.

– Специалисты признают, что от введенных против России санкций пострадали многие страны Евросоюза. По всей видимости, кризис расширяется?

– Действительно так, но этому способствует политика. В 2008 году основной причиной была экономика, «мыльный пузырь» Соединенных Штатов, который разошелся кругами и отразился на экономике Европы, Китая. Сейчас же далеко впереди идет политика. Даже терпящие экономические убытки страны Евросоюза, с которыми у России политические и экономические отношения были на другом, хорошем уровне, принимают решения о расширении и продолжении санкций.

– Всероссийский антикризисный план принят и опубликован. Известно, что в Тюменской области антикризисный штаб создан в ноябре 2014 года, едва ли не первый в стране. Напомните, пожалуйста, какие ключевые меры предпринимаются в регионе для противостояния кризисным явлениям.

– Наверное, многие из жителей региона уже ознакомились с планом, разработанным федеральным правительством. Документ не является закрытым, его можно найти в Интернете. В первоначальном варианте многие пункты не расшифрованы, некоторые положения не уточнялись. В настоящее время практически каждый день план наполняется актуальными подходами, в полной мере соответствующими антикризисным задачам и помогающими принимать наиболее правильные системные решения, необходимые экономике.

Приняты решения о поддержке банковской системы, особо значимых предприятий… И самое главное – нужно бороться за то, чтобы экономический рост в стране не останавливался, это было бы замечательно. Пока же Минэкономразвития говорит, что если процессы будут нарастать, то в текущем году ВВП упадет на 3-4 процента. Очень важно, что в антикризисную программу вошел пункт о поддержке крупных проектов благодаря такому механизму, как проектное финансирование. В настоящее время рассматриваются конкретные проекты.

Действительно, в регионе, одном из первых, создан антикризисный штаб, иначе не стали его называть, тем более что в 2008 году он тоже работал. Были разговоры о том, что пугать словом «кризис» не надо, но считаю, что надо быть откровенным и перед собой, и перед жителями Тюменского региона. Как и в 2008-2009 годах, в первую очередь приняли постановление, ограничив торговую надбавку на 17 продуктов питания, наиболее необходимых людям.

Предвидели и проблему роста цен на лекарственные препараты вследствие падения курса рубля. К сожалению, отечественная фармацевтическая промышленность в основном работает на субстанциях, произведенных за рубежом, и потому стоимость лекарств зависит от курса валюты. Кроме того, большинство препаратов поступает из-за границы. Данному вопросу накануне нового года мы уделили самое пристальное внимание. Крайне важно было не допустить ажиотажа на рынке лекарственных препаратов и обеспечить полноценную работу учреждений здравоохранения. Нужно было создать такие условия, чтобы старые запасы лекарственных препаратов не отпускались по новым завышенным ценам. Все эти механизмы следовало включить еще в декабре, не дожидаясь наступления нового года.

– Еще о ценах. Есть ли у правительства области механизм их регулирования или это все-таки законы макроэкономики и ничего нельзя поделать?

– Механизма, когда можно установить цену на тот или иной товар или продукт и написать, что он не может стоить более 30 рублей, у нас нет. Поэтому речь идет об ограничении торговой надбавки, но на этом не останавливаемся. В правительстве Тюменской области идет работа в том числе и с оптовыми поставщиками этих 17 важных продуктов питания, чтобы сформировать нормальную потребительскую корзину. Ведутся переговоры с крупными оптовиками, чтобы они не поднимали цену, напрямую выстраиваем коммуникации с заводами-производителями. Стараемся объединить тех же оптовиков, чтобы они закупали более крупные партии – чем больше партия, тем выше скидка. Запуская такие рыночные механизмы, стараемся их регулировать, в итоге можно получить приличную скидку и на полках магазинов товары появятся по гораздо меньшей цене.

В выходные заработал еще один механизм – так называемые социальные ярмарки. На ярмарке предлагалось 17 наименований продуктов питания, которые определены в постановлении. Требовалось, чтобы они продавались по более низким ценам, чем в любом магазине области. Мониторинг подтвердил, что на ярмарке они отпускались по цене ниже, чем в розничной сети. Были желающие и из других регионов, но товар они предлагали по более высокой цене, поэтому на ярмарку не попали.

– Ярмарка пользовалась популярностью среди тюменцев: буквально за два-три часа лавки опустели. Работу над ошибками в правительстве области провели? Следующая ярмарка запланирована на 14 февраля, насколько известно.

– Работа над ошибками проведена – это была первая ярмарка такого рода и учесть все нюансы сложно, в том числе и недостаточные объемы продукции. Поэтому на ярмарке, которая состоится в эти выходные, продукции будет больше. Еще один неприятный момент. Как правило, продукцию предприятий представлял один человек, он же занимался и торговлей, поэтому выстраивалась очередь, людям приходилось ждать, что вызывало недовольство земляков. Поэтому рекомендуем предприятиям отпускать товар не с одной точки, тогда и очередь пойдет быстрее.

– Продавцы, видимо, просто не ожидали такого успеха!

– Действительно, не ожидали. Вы правильно сказали – работа над ошибками сделана. Постараемся, чтобы следующая ярмарка прошла в более комфортных условиях.

– Владимир Владимирович, в последние годы слово «стабильность» стало своеобразным лейтмотивом жизни. Но сегодня говорить о ней не приходится, многие переживают за завтрашний день, наверное, не без оснований. Прежде всего речь идет об экономически активной части населения – люди боятся остаться без работы. Как на сегодняшний день выглядит ситуация на рынке труда в регионе?

– Нужно отметить, что в январе поступило много обращений в службы занятости от большого количества людей, которые имеют работу. Видимо, предприятия уже выстраивают бизнес-планы, сократили премиальные выплаты. И потому люди стали обращаться в службы занятости, чтобы подыскать место получше. На последнем антикризисном штабе в понедельник мы рассматривали эту ситуацию и пришли к выводу, что экономически активное население (люди того возраста, когда хочется многое в жизни сделать, для чего нужно нормально зарабатывать), начали немного форсировать события. Я бы рекомендовал не торопиться покидать место работы. Кризис – явление временное. Уйти всегда можно, а найти работу в другом месте сложно.

Ряд мероприятий войдет в программу, касающуюся решения вопросов на рынке труда. Это программа самозанятости, хорошо зарекомендовавшая себя в 2008–2009 годах. И программа переобучения граждан, которые могут потерять работу. Их можно переобучить, таким образом дать возможность получить еще одну профессию и найти свое место на рынке труда. Станут выделяться дополнительные ресурсы для организации общественной работы, которая хорошо себя зарекомендовала в 2008–2009 годах. Если появятся люди, которые в такой непростой момент в стране останутся без работы, то у них появится возможность через общественные работы получить определенный заработок. Плюс стандартная ситуация, когда согласно действующему законодательству люди определенный промежуток времени будут иметь возможность получать пособие по безработице.

– А как насчет инвесторов, которые планировали открыть свои проекты в 2015–2016 годах? Какие-то изменения произошли?

– Нужно понимать, что инвестиции – вещь достаточно сложная даже в хорошие времена. Стоит сказать о том, что серьезно подорожали кредиты, выросла ключевая ставка Центрального Банка. Мало того, что выросла процентная ставка, еще и возможность получить кредит сейчас доступна далеко не всем, как это было год назад. Инвесторы проектов, которые планировались реализовать с нуля в Тюменской области, сегодня немного остановились, думают. Мы, конечно, ни в коем случае их не подталкиваем и не говорим: «Давайте, вперед!» Надо адекватно оценивать обстановку. Нельзя допустить ситуации, когда инвестор зайдет в проект, а потом на половине пути остановится из-за того, что у него по разным причинам будет отсутствовать финансирование.

Сейчас очень важно те инвестиционные проекты, которые находятся в стадии готовности, довести до логического завершения. Недавно открылся новый цех на Ялуторовском молочном комбинате, принадлежащем компании «Данон». Это первая часть инвестиционного проекта, которую они реализовали. Сейчас руководство компании приступает к строительству еще одного цеха, таким образом инвестиционный проект получит логическое завершение.

В ближайшее время состоится сдача еще одной очереди Антипинского НПЗ.

В последнее время много внимания уделяется и строительству заводов по разведению рыбы. В частности, это площадка в районе поселка Молодежного Тюменского района. Очень важно, чтобы проект, в котором есть и часть средств государственной поддержки, был доведен до конца. А правительство региона свои бюджетные обязательства непременно выполнит.

К сожалению, в два раза, учитывая курс евро и доллара, выросло в цене оборудование, потому что оно производится за рубежом. Тем не менее останавливать проекты с высокой степенью готовности ни в коем случае нельзя. Это новые рабочие места для жителей области, налоговые отчисления в казну. Да и собственное рыбное производство в условиях экономических санкций очень востребовано.

Один из основных инвестиционных проектов Тюменской области – Тобольская промышленная площадка. Не стану забегать вперед, но в скором времени по ней появится новая положительная информация.

Все не так просто, не хочу, чтобы у жителей региона сложилось впечатление, что мы живем где-то на отдельной планете. Все проблемы, которые есть в Российской Федерации, касаются и нас. Но инвестиционные проекты, которые имеют высокую степень готовности, обязательно будут завершены. Например, завод в Ишимском районе по производству лизина. Там тоже есть часть затрат, которые субсидирует областной бюджет. И опять же, несмотря на сложности, считаю, что необходимо выполнить свои обязательства и проект завершить. Глубокая переработка зерна – это то, в чем нуждается сегодня Тюменская область. Есть четкое понимание, что эта продукция будет востребована на рынке.

Там же, в Ишиме, строится кирпичный завод, и тоже возникли определенные финансовые затруднения, но и у инвестора, и у правительства области нет сомнений в том, что проект нужно закончить.

Что касается новых инвестпроектов, то их смотрим и оцениваем. Есть и принятые положительные решения. Как только инвестор выйдет на площадку, то обязательно оповестим жителей региона через средства массовой информации.

– Какая поддержка будет оказана малому и среднему бизнесу?

– Что касается малого и среднего предпринимательства, мы сохранили все виды государственной поддержки, которые были в 2014 году, и не планируем их сокращать. Плюс к этому, отрабатываем те предложения по поддержке малого и среднего бизнеса, которые были озвучены главой государства. В ближайшее время их внесут на обсуждение в Тюменскую областную Думу. Речь идет о предоставлении «налоговых каникул»: чтобы бизнес спокойно развивался.

Министерство экономического развития также подтвердило, что станет софинансировать поддержку малого и среднего предпринимательства. Мы, как регион, где все инструменты господдержки хорошо развиты, рассчитываем по максимуму привлечь денежные ресурсы из федерального бюджета и с помощью софинансирования из областной казны поддержать тюменских предпринимателей.

Через инвестиционное агентство привлекаем кредиты региональных банков. Уже решен вопрос о привлечении кредита в 350 млн. рублей от Сбербанка.

Будем субсидировать процентную ставку, и местные предприниматели продолжат получать кредиты под семь процентов годовых. Думаю, что в сегодняшних условиях при сроке кредита в пять лет это достаточно комфортно.

Не думаю, что от малого и среднего бизнеса пойдут большие налоговые отчисления в бюджет области, но благодаря предпринимателям появятся на производствах новые рабочие места, что немаловажно в период кризисных явлений в экономике.

– В ноябре 2014 года мы говорили о бюджете на 2015 год, который ожидается очень непростым. Сейчас уже февраль. Скажите, опасения оправдались? Есть какие-то изменения в бюджете?

– Да, опасения оправдались. Мы начали работать в антикризисном режиме еще с декабря 2014 года. Условия изменились: и областной, и федеральный бюджеты были сформированы при стоимости нефти 100 долларов за баррель. А на сегодняшний день видим котировки нефти в 56–58, то есть практически в два раза меньше планируемого.

Отсюда достаточно большая доля выпадающих доходов. Сейчас балансируем областной бюджет с учетом цены на нефть 50 и даже 40 долларов за баррель. Должны найти вариант сокращения бюджета, сбалансировать его таким образом, чтобы смогли 2015-й, 2016-й и 2017-й годы прожить, не заимствуя на рынке. Да, затянем пояса. В первую очередь это отразится на нашей инвестиционной программе: станем меньше строить дорог, газифицировать. Уменьшится количество возводимых социальных объектов.

Необходимо в первую очередь, чтобы четко функционировала система образования и здравоохранения – расходы на них сохранятся в полном объеме.

Социальная поддержка останется на прежнем уровне: все необходимые средства уже заложены. Это защищенные статьи бюджета, которые не будут затронуты.

Ни в коем случае нельзя залезать в долги, и все резервы, которые есть, должны там и остаться для страховки (2015–2017 гг.). Президент России заверил, что тяжелый период в экономике продлится максимум два года. Поэтому плотно работаем с депутатским корпусом и у нас есть четкое понимание, куда двигаться и что делать.

Оригинал материала на сайте tumentoday.ru