• Красноармеец С.А. Савин. 1936 год.
___________________________________________________________________________
Годы берут своё, и сегодня в районе остаются с нами, к великому сожалению, всего полтора десятка участников той страшной войны. Стремясь принизить роль Красной армии, советского народа в разгроме фашизма, как главного фактора Победы, зарубежные «доброжелатели» современной России подлым образом искажают историю, «подтасовывают» даты и события. Они стараются выветрить из сознания населения, в том числе россиян, настоящую опасность фашизма и даже потворствуют его реанимации. Но ещё живы участники и свидетели тех трагических лет, которые наказывают настоящим хозяевам России не допустить новой войны, знать и беречь от ревизий историю страны, учить этому детей и внуков. Миллионы граждан бывшего Советского Союза, которых сегодня нет на этом свете, честно, как подобает патриотам страны, либо сложили свои головы, либо безвременно умерли в мирное время за то, чтобы их потомки жили свободно и мирно. Среди таковых Савин Семён Андреевич – капитан органов государственной безопасности, контрразведчик, орденоносец, которому 15 февраля исполнилось бы 100 лет.
___________________________________________________________________
…Наша беседа с сыновьями Семёна Андреевича – Сергеем и Александром – была продолжительной. Они показали фотографии фронтовика, ветерана труда, его боевые и трудовые награды. А вот рассказ о боевых буднях родителя был очень скупым.
– Отец родился и вырос в деревне Нововыигрышнёво Русаковского сельского Совета в обычной крестьянской семье, в которой у родителей, кроме него, было две дочери, – негромко начал Александр. – После окончания семилетней школы в Русаково в 1936 году его призвали на срочную военную службу на три года. В это время молодого красноармейца рассмотрели по необходимым качествам бойца, человека представители органов госбезопасности и привлекли в свою службу, направив в специальную полковую школу.
Сыновья рассказали, что о дальнейшей службе их отца, которая в течение десяти лет, с 1936 по 1946 годы, проходила на Дальнем Востоке, им почти ничего неизвестно. Нет информации даже о местах дислокации контрразведчика и о конкретных боевых задачах. Видимо, всё под грифом секретности.
В 1938 году Семён Андреевич женился по месту службы. В 1941 году, когда началась война, жёны и дети командного состава были эвакуированы с Дальнего Востока. Свою жену с двумя дочерями сержант госбезопасности Савин отправил на свою малую родину к родителям в Нововыигрышнёво. Сам он продолжал службу, и театром действий территориального подразделения органов ГБ являлись Монголия, Китай, Япония и Северная Корея.
Когда в 1943 году в Красной армии вернулись к ношению погон и присвоению прежних воинских званий, а также учредили новую фронтовую службу контрразведки – «Смерш», сержанту ГБ С.А. Савину присвоили общевойсковое воинское звание «капитан» и направили на данную службу.
В военные годы капитан «Смерша» 25-й армии С.А. Савин был награждён орденом Красной Звезды, медалью «За победу над Японией». Когда позже уже повзрослевшие сыновья интересовались: «За что, папа, ты получил этот орден?» он уходил от разговора и отвечал уклончиво: «Наградили, значит, заслужил». И всё, больше к этому не возвращались.
Семён Андреевич упоминал, что в 1939 году некоторое время он проходил службу вместе с земляком-аромашевцем П.А. Бёрдовым, которого только что призвали. Увы, на сегодня и Павел Александрович ушёл в мир иной. А ещё С.А. Савин вспоминал о незабываемой встрече с американскими военными в Северной Корее в 1945 году. Таким образом, можно предположить, что капитан «Смерша» принимал участие в разведывательных операциях, проходивших на территориях ряда стран Дальнего Востока. Не просто так уже в мирное время Семёну Андреевичу вручили медаль от правительства Монгольской Народной Республики.
В 1946 году С.А. Савина в возрасте 31 года комиссовали с военной службы по состоянию здоровья. В Аромашево на офицера сразу обратили внимание и назначили на ответственную должность секретаря райисполкома, в которой он служил несколько лет до перевода на должность председателя колхоза имени Сталина. Хозяйство было большое, правление находилось в Юрминке, а в состав колхоза входили все деревни не только местного, но и Кармацкого сельского Совета. И на мирном фронте Семён Андреевич оказался на высоте: за увеличение производства зерна и молока, за освоение целинных и залежных земель председатель колхоза был награждён орденом «Знак Почёта», медалью «За освоение целинных и залежных земель». А вначале председателя хотели отдать под суд трибунала. Заступив в должность, С.А. Савин воочию увидел, как голодают крестьяне, и распорядился раздать за трудодни зерно. От неминуемой гибели его спасли лишь прошлые заслуги, принадлежность к контрразведке.
...Младший сын фронтовика Александр вынес ордена и медали отца, приколотые на подушечку из оранжевого шёлка.
– Материал из японского парашюта – он привёз его со службы, – заметил сын.
Мы изучили награды, среди которых орден Отечественной войны II степени, врученный фронтовику в мирное время в честь юбилея Великой Победы, а также многочисленные юбилейные медали. Всего 14 орденов и медалей, которые заслужил С.А. Савин в военное и в мирное время.
Первая жена Савина умерла от болезни в 1951 году. Работая в Юрминке, он женился во второй раз в 1954 году на молодой выпускнице Омского ветеринарного института Людмиле Васильевне, направленной на работу в колхоз.
В 1959 году семья Савиных переехала на жительство в районный центр, где оба супруга работали до пенсионного возраста: Людмила Васильевна – ветврачом в коллективе ветеринарной станции, Семён Андреевич – на различных должностях. Всюду работал честно и добросовестно, как подобает настоящему коммунисту, коим он был с молодых армейских лет. С.А. Савин тихо ушёл из жизни в 1994 году.
Хочу признаться, что при жизни я знал Семёна Андреевича, бывало, и общался с ним. На первый взгляд создавалось впечатление, что это весёлый и общительный человек, наверное, это так и было. Но это только внешне. Когда беседа заходила о серьёзных и важных делах, этот начитанный и мудрый человек, побывавший в различных сложных ситуациях, высказывал самый оптимальный вариант. В нём чувствовались и твёрдость характера, и решительность отстаивать свою правоту. Он из тех мужчин, о которых в народе говорят – «кремень».
Именно такие люди, если было нужно, могли умереть (и умирали) стоя, чтобы их дети и внуки не стояли на коленях. И что бы ни придумали грамотеи за рубежом, историю, сделанную нашими отцами и дедами, в том числе С.А. Савиным, не переписать. У честных людей, в какой бы стране они ни жили, с памятью всё в порядке.
Фото: из семейного архива Савиных