Безусловно, Украина сегодня – общая наша боль, горечь. Наши общие потери и утраты. Есть этому простое объяснение: мы были одним народом, одной страной. Корнями, ветвями сплелись, подобно старому могучему древу. Переживают все, но я всякий раз обжигаюсь о боль в глазах жителей Донбасса, с которыми приходилось тесно общаться в это лето. «Тысячи погибли с верой в Бога и Россию», пишут они в социальных сетях. Это как кровью написано. Называют Украину соседней страной-агрессором – не «ридной батькивщиной». Я понимаю, что их боль больнее стократно: там кров, там дом, там близкие, которые подвергаются ежеминутной смертельной опасности, вынуждены вести подвальное существование. Там родные школы и предприятия, превращающиеся в руины и каменное грязное крошево.
Мой недавний знакомый – Николай Викторович Семёнюк, молодой специалист Новотаповской средней школы. Человек интересный, образованный. Грамотная русская речь – говорит без акцента. Грустно шутит. Поменял инженерную должность в Донецкой области на школьный класс в сибирской глубинке. Вынужденно. Он уходит от прямых ответов или, формулируя их, отвечает вопросом на вопрос, который меня и его ставит в тупик. Кто виноват? Что делать? «Классика» переломных моментов, войн и катаклизмов.
В Юргинском районе его приняли родственники из Агарака. Семья Дрозд жила какое-то время на Украине, «милой сердцу, цветущей, богатой и урожайной: воткни в землю палку – зазеленеет, заблагоухает», рассказывает Любовь Николаевна.
– Парень окончил математический факультет Донецкого государственного университета. Помогите устроиться, просили родные.
По сути, просьба о спасении от видимой смерти. Тысячи жителей Донбасса погибли под пулями, взрывами снарядов. Сотни замучены. И сегодня каждый час кто-то на его охваченной пожаром родине попадает под огненный смерч.
Лето молодой специалист провёл у родственников в Агараке. С началом учебного года решился вопрос с трудоустройством. В Агаракской школе нет нагрузки, поэтому Николаю Викторовичу порекомендовали Новотаповскую среднюю школу. Сегодня молодой педагог из Донецкой области работает, зарабатывает, решает самостоятельно хозяйственные вопросы. Не принимает опеки ни в какой-либо форме и посторонней помощи.
Меры поддержки органы местного самоуправления оказывают в рамках принятой прошлым летом региональной программы. На тридцать тысяч рублей Николай Викторович приобрёл жильё с печью и водяным отоплением. С банькой, что для него было важным при отсутствии данного вида коммунальной услуги в селе. Два колодца неподалёку от дома. Оформил все необходимые документы. Сделал самостоятельно ремонт, поменял электропроводку. Дровами обеспечила администрация сельского поселения и частное предприятие, занимающееся лесом.
– Очень ответственный педагог, – характеризует Николая Викторовича директор школы Тамара Ивановна Савельева. – Спокойный, уравновешенный, внимательный. Педагогический опыт нарабатывает с нуля, поскольку в школе не трудился. Ведёт физику и математику в девятом классе.
Кропотливое методическое сопровождение ведёт администрация школы. Видит результаты и заинтересованность в них учителя. Если первая пробная контрольная работа не дала ни одной положительной оценки, то вторая выявила даже хорошистов. В феврале – новый «пробник».
Как справляется молодой учитель с сельским бытом? Отвечает, что как окончил школу в Волноваховском районе Донбасса, жил самостоятельно, отдельно от родителей. Очень переживает за близких. Кто-то из них записался в ополчение, кто-то, большей частью детишки, женщины и пожилые, в специально оборудованных подвалах с минимальным запасом продовольствия проводят дни и ночи. Ждут от него новостей, а он очень ждёт добрых вестей из дома.