Скоро 23 февраля. Свою пену для бритья в этот день получат даже те, кто от армейской службы откосил-откупился. Ну, да министр обороны с ними… Сегодня о другом.
В этот день за столом нужно непременно произнести сакраментальное: «За тех, кто в сапогах!» И мы скажем. И поднимем…
И, возможно, услышим в ответ: «Теперь же в берцах». Но тост менять не станем. Во-первых, берцы – это только часть армейских ботинок, их, так сказать, верх. Во-вторых, с 2007 года армию переобувают, но совсем от кирзачей войска так и не отказались. В третьих… Ну, пусть армия в ботинках нашагает ещё такую историю, как та, что обута была в кирзовые сапоги (испытывать их начали ещё в финскую кампанию 1939-1940 гг.).
Так что, за тех, кто в сапогах. И пусть не обижаются господа офицеры – за тех, кто в кирзовых сапогах. Потому что именно они, на мой взгляд, символ нашей армии.
Армия наша, а вот у слова «кирза» происхождение английское. С детства знакомая версия, мол, кир-за, значит «кировский завод», оказалась неверной. Оказывается, это деревушка такая в Англии – Кирзи (Kersey). Там исстари разводили особенных овец, из шерсти которых производили прочную ткань.
Но изобрёл несносимый материал кирза на основе этой аглицкой ткани русский учёный Михаил Поморцев. В 1904 году эмульсией на основе яичного желтка, канифоли и парафина он удачно пропитал ту самую кирзу и получил материал кирза.
Кстати, генерал-майор Поморцев прославился изобретениями в области аэрологии и был хорошо знаком с Менделеевым, который плотно занимался воздухоплаванием.
Изобретение Поморцева (умер в 1916 году) дорабатывали Борис Бызов и Сергей Лебедев. А первую советскую кирзу в промышленных масштабах получили уже Александр Хомутов и Иван Плотников.
В 1941 Плотников был назначен главным инженером завода «Кожимит». И таки да – этот завод размещался в Кирове! Там и было доведено до ума старое изобретение, и РККА получила достаточно удобные, прочные и лёгкие сапоги. К тому же, в сравнении с кожаной обувью, недорогие.
Так появились в нашей армии незабвенные кирзачи под артикулом «сапоги юфтевые, 15%». Вот этой самой кожи (юфти) в них и есть 15 процентов, а большая часть кирза. Пришлись они по ноге и гражданскому населению – сам впервые обнашивал такие ещё до службы, работая на стройке.
В армии эпохи 80-х годов кирзовые сапоги, бывало, поругивали. Особенно те, кому пришлось тащить службу в экстремальных условиях. Но в целом вспоминают их сейчас с теплотой и даже некоторым почтением.
Так что, дорогие друзья-читатели, если 23 февраля вы соберётесь за столом и поднимете стопку за тех, кто в сапогах, вспомните и Хомутова с Плотниковым, и Лебедева с Бызовым, и Поморцева… И, конечно, тех, кто служил и служит Родине. В мирные времена и во время войн. В кирзачах, в юфтевых-яловых, хромовых. В ботинках с обмотками и современных… Да в чём угодно – хоть бы и в лаптях.
Не в сапогах ведь дело.