Медиакарта
3:57 | 15 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

«Холод и голод – вот наше детство!»

Победа в Великой Отечественной войне ковалась не только на фронтах, но и в тылу… Старики и женщины заменяли ушедших на войну мужчин, делая все возможное, чтобы приблизить разгром врага… И даже ребятишки выполняли норму на колхозных полях, голодали, недосыпали, терпели - для того, чтобы бойцы Красной армии на полях сражения были тепло одеты и сыто накормлены… Наша землячка Варвара Алексеевна Носова - из числа тех, кто своим доблестным трудом внесла лепту в общую победу…

- Родилась я в деревне Киселево Упоровского района в многодетной крестьянской семье, - начала свой рассказ женщина. – У мамы Феклы Родионовны и папы Алексея Андреевича Рыбаковых нас было шестеро. Родители работали в колхозе за трудодни. А когда в Капралихе начал образовываться совхоз «Комсомольский», где зарплату платили деньгами, мы всей семьей переехали туда…

От совхоза дали небольшую избушку. Мебели никакой не было, поэтому спать приходилось на полу, как говорится - вповалку. Затем выделили жилье побольше, где начали потихоньку обживаться… К сожалению, в деревне была только начальная школа, поэтому после четырех классов, чтобы учиться дальше, мне приходилось ходить в соседнюю деревню – Раздолье. Добирались пешком и в дожди, и в морозы…

- Вскоре началась Великая Отечественная война, - со слезами на глазах вспоминает Варвара Алексеевна. - И маме сообщили, что отцу, как и многим другим мужчинам, придется отправляться на фронт… Помню его грустное лицо и мамины заплаканные глаза… Папа стоял вместе с другими мобилизованными односельчанами возле крытой грузовой машины – прощался с нами, а потом они всей гурьбой сели в кузов и отправились в путь… Как сейчас помню: мама бежала за грузовиком, ревела навзрыд и кричала: «Алеша! Алеша! Как мы без тебя-то?!». А мы с сестрой, ничего не понимая, запинаясь, неслись за мамкой и вопили: «Папка! Родненький!...»

В деревню часто стали приходить похоронки… Односельчане близко к сердцу принимали беду – оплакивали всех погибших. Но, невзирая на горе, они все от мала до велика работали не покладая рук, и верили, что скоро война закончится, вернутся родные и близкие… И все встанет на свои места… 

На долю Варвары и ее ровесников выпал вполне взрослый - и по тяжести, и по нормам - труд. Но ни разу в голове девочки даже мысли не возникало о том, чтобы как-то уклониться от него… В свободное от учебы время она помогала маме и сестрам: глубокой осенью ходили по замерзшим полям, озябшими руками собирая колоски… Чтобы хоть как-то прокормиться, рвали медунки, пучки, крапиву, щавель, полевой лук, собирали грибы и ягоды…

- Шел 1942 год… Я тогда училась уже в шестом классе, - продолжила моя героиня. - Помню - сижу на уроке, и тут ко мне подошла учительница, сообщив, что папка домой вернулся… Мы с сестрой «сломя голову» с Раздолья до Капралихи бежали, - пожилая женщина с трудом подбирала слова, но пересилив себя, продолжила. – Бежали в тряпичных тапочках по холодным лужам, которые «обжигали» наши ноги… Но мы почти не чувствовали боли… Так как в мыслях был только папка: «Живой! Живой! Неужто живой?!».Забежав в избу, я увидела отца, который сразу же схватил нас на руки, прижал к себе и громко зарыдал… Потом начал растирать шерстяными варежками наши красные от холода ноги. А мы тем временем любовались на него, гладили по голове и радовались… Это просто неописуемо… Как я позже узнала - его комиссовали из-за тяжелого ранения в ногу. Но, несмотря на это, вся семья была счастлива, что он остался жив.

А вот самой большой радостью для всех была новость, что война закончилась и фашистская армия разгромлена. Вы не представляете, что тогда происходило в деревне… Это такие слезы… Слезы счастья от того, что больше никто не умрет… Все односельчане тогда выходили на улицу - одни радовались, а другие причитали… Ведь у них отцы и сыновья уже никогда не вернутся… 

В 1947 году я встретила своего будущего мужа Николая. Перешла жить к нему. Он трудился за токарным станком, а я воспитывала детей. Потом всю свою трудовую жизнь посвятила бухгалтерии. А вообще - могла взяться за любую работу, ведь после военных лет уже никакой труд не пугал.

…Раньше мы заботились о Родине, а сейчас она о нас. Теперь я получаю пенсию, досыта кушаю, живу в мире и спокойствии… Рядом со мной - дети, внуки и правнуки, которым еще жить и жить. А что еще пожилым нужно? Молюсь только об одном… Чтобы тот кошмар больше никогда не повторился!

Автор: Ольга ГЕРАСИМЕНКО