Медиакарта
22:23 | 23 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Вехи памяти

В честь 26-ой годовщины вывода Советских войск из Афганистана, 15 февраля в районном центре прошёл ряд мероприятий, объединенных общей темой «Им память ночами уснуть не дает».

Чтя погибших и живых

В тот день возле мемориала павшим воинам было не так многолюдно, как ожидалось, - лишь небольшая горстка людей с гвоздиками в руках стояла на входе, лицом к Вечному огню, который, вопреки ожиданиям, – «безмолвствовал»… Не пришли сюда и бывшие воины-интернационалисты, хотя их приглашали...

Торжественный митинг, посвящённый 26-ой годовщине вывода войск из Афганистана и Дню памяти о россиянах, выполнявших служебный долг за пределами Отечества, объявлен открытым. В мероприятии приняли участие заместитель главы района по социальным вопросам И.Г Паутова, сотрудник Армизонского и Бердюжского военного комиссариата В.В. Васильев, член президиума районного Совета ветеранов Н.И. Кошелева. Выступающие прославляли живых, вспоминали погибших, каждый из которых оставил свою светлую память…

Стихи и слова ведущего на фоне музыки, звучали особенно проникновенно… Объявлена Минута молчания, застучал метроном…

В завершающей части, курсанты военизированного класса «Славутич», возложили к обелиску памятную хвойную гирлянду. Минуту спустя, туда же бережно опустились красные гвоздики…

«И про войну мы мало знаем…»

После митинга, на втором этаже танцевального зала районного Дома культуры, собрались школьники на интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». Для участия было сформировано восемь команд - из Прохоровской, Орловской, Красноорловской, Южно-Дубровинской, Ивановской школ, и три - из Армизонской.

Мероприятие было организовано сотрудниками центральной районной библиотеки, совместно с местным православным приходом, и посвящено Году культуры, 70-летию Великой Победы, православному празднику Сретенье Господне, дню памяти мученицы Татианы (покровительнице студентов) и очередной дате вывода наших войск из Афганистана.

Игроки расположились за отдельными столиками и замерли в волнительном ожидании первых вопросов… Но ведущие, которые и в дальнейшем прекрасно владели детской аудиторией, вначале провели церемонию знакомства - «умники и умницы» каждой школы по очереди представили название своей команды…

Правила интеллектуального состязания «Что? Где? Когда?» были просты и понятны: ведущий зачитывал вопрос и, после удара гонга, на его обсуждение давалась одна минута. Для удобства на экране демонстрировался сам вопрос, и даже четыре варианта ответа, из которых нужно было выбрать один-единственный. Словом, в помощь нашим юным знатокам пришёл фрагмент ещё одной популярной телепередачи - «Кто хочет стать миллионером?». При правильном ответе команда получала один балл… Вся игра состояла из трёх туров (по три вопроса в каждом). Первый тур назывался «О доблести, подвиге, славе», второй – «Дороги Победы», третий – «Литературный». Далее - проведение блиц-опроса, а последним этапом стало домашнее задание, которое заключалось в следующем: капитан каждой команды озвучивал вопрос на произвольную тему, остальные игроки должны были ответить на него как можно быстрее и «правильнее». Паузы между турами заполняли выступления воспитанников Детской школы искусств.

В целом можно сказать, что некоторые школьники испытали серьёзные трудности по всем темам интеллектуального марафона. К сожалению, выяснилось, что они имеют самые смутные, а то и противоречивые знания в области литературы и истории… И чем младше класс - тем больше «пробуксовки».

Иногда те, кто брались отвечать, путали события Великой Отечественной войны и сражений, произошедших несколько столетий назад; затруднялись назвать фамилии солдат, поднявших Знамя Победы над рейхстагом… Оставалась надежда, что ребята без запинки назовут хотя бы погибших в Афганистане своих земляков (Валерий Жиряков из Орлово и Вячеслав Белкин из Калмака)… Вроде бы у всех они на слуху, да и фотографии выведены на экран. Но, как бы это не было грустно, – ребята не могли их самостоятельно вспомнить. Ещё одним неприятным «подарком» стал ответ, что бои за Мамаев курган шли во время… Куликовской битвы.

Однако, если подумать, пожалуй, не стоит слишком строго судить школьников за столь путанные знания о Великой Отечественной войне, ведь почти 70 лет мы живем под мирным небом, не знаем о голоде и страхе ночных бомбежек, не думаем о тяготах войны… Разве не за это сражались наши отцы и деды? 

Ситуацию согласилась прокомментировать учитель одной из сельских школ района:

-Нам, выросшим и вошедшим в совершеннолетний возраст еще в прошлом, двадцатом веке, не всегда удается вспомнить момент первого «знакомства» с Великой Отечественной войной - сейчас кажется, что мы с этим рождались… Мальчишки, начиная с детсадовского возраста, уже играли в Красную армию и «били фашистов» (быть которыми, пусть ненадолго и «понарошку», было всегда немного обидно). Девчонки подавались в «связистки», «санитарки»… Знать основные события Великой Отечественной войны – было естественным. Как дышать… Мы легко называли самые значимые сражения, названия концентрационных лагерей, имена героев... Если бы кто-то попытался выяснить - кто на кого и когда напал, это прозвучало бы страшным оскорблением…. А сейчас, как это ни грустно признавать, школьники, идя к обелиску с цветами в руках, не всегда осознают - зачем они это делают… Хотя этому есть разумное объяснение-оправдание. По современной, действующей учебной программе учителям-историкам на Великую Отечественную войну отводится всего несколько уроков. В учебниках информация отрывиста, скомкана. Огромный массив данных по целому политическому периоду дается единым блоком, практически тезисно… И чтобы понять - насколько это мало, разумно вспомнить, что в прошлом, в период десятилетней школы, на Великую Отечественную отводилась целая учебная четверть. Ощущение, что составители в плену иллюзии, что наши дети уже откуда-то обладают всеми этими знаниями, а в школе их только закрепляют. Но это же не так… К тому же, на игру съехались ученики средних классов – от шестого до восьмого… «Онегина» они ещё не проходили, а вопросы литературной викторины касались именно пушкинского произведения. Также не все дети могут знать творчество композитора Прокофьева или произведения других русских писателей, которые выходят за рамки школьной программы… Хотя… Будет неправильным утверждать, что в незнании детей виновата исключительно система образования. Проблема, как обычно, комплексная: и система образования, дающая недостаточный объем знаний; и отсутствие семейной традиции по передаче этих же знаний; и общество, и так далее… Так что, фразу «Спасибо солдатам Победы за то, что мы не знаем войны», можно закончить так - «…и про войну мы тоже мало знаем».

Тем не менее,отметим, что многие школьники справились с заданиями, иначе не было бы и победителей. По результатам подсчёта баллов, первое место заняла команда «Невские» - воспитанники воскресной школы с. Армизонское. Второе присуждено «Историкам» - школьникам из Южно-Дубровного, «бронза» досталась команде «Пламя» из Ивановской школы.

А на сценических подмостках…

Завершающей частью мероприятия-«трилогии» стала концертно-театрализованная программа, подготовленная работниками районного Дома культуры. Концерт был просто великолепен и описать его простыми словами довольно-таки сложно – всё, что происходило на сцене, нужно было видеть, чувствовать, пережить… Отличную игру актёров, вкупе с подобранными номерами художественной самодеятельности, световым и звуковым оформлением, можно оценить двумя словами – высокий профессионализм. Зрители смогли увидеть и проследить историю простых людей, для которых война стала жизненным испытанием. Было всё – слезы и расставания, встречи и объятия…

…В глубине сцены на ступеньках на протяжении всего концерта находился «бронзовый» памятник солдату. Более оправданного оформления нельзя было придумать. Каково же было изумление зрителей, когда после нескольких часов неподвижности, солдат вдруг «ожил», встал со своего постамента и вышел на середину сцены. Это было неописуемо, ведь все зрители были уверены, что это обыкновенный муляж… Этот яркий, незабываемый момент ещё долго обсуждала потрясённая публика…

Автор: Александра КРИСТОВИЦКАЯ