Детский возраст наиболее благоприятен для формирования речи. Для успешного усвоения школьной программы необходима хорошая, полноценная, грамотная речь. Поэтому своевременное выявление дефектов звукопроизношения и их исправление – обязательный раздел всего комплекса работы по развитию речи.
За время моей деятельности мне пришлось столкнуться с различными речевыми нарушениями. В некоторых случаях нарушения развития речи весьма незначительные, и ребёнок не очень чётко выговаривает лишь несколько отдельно взятых звуков. Но бывает и так, что речь практически непонятна. В таких ситуациях говорю себе и воспитанникам: «У нас всё получится!» Это девиз, под которым мы работаем.
Свои занятия строю в зависимости от личностных особенностей, характера и потребностей каждого ребёнка. Занимаюсь с детьми как индивидуально, так и фронтально, определяя проблемы и работая над ними, корректируя не только речь ребят, но и психологическое состояние.
Работаю, опираясь на ведущую деятельность ребёнка – игровую. Дети любят играть, никогда не отказываются от путешествия в сказочную страну, любят фантазировать, мечтать и незаметно для себя стараются решить все задачи. Наши занятия начинаются со взаимного приветствия, с улыбки, ласкового слова, очень приятно видеть в ответ улыбки детей и широко распахнутые глаза в ожидании чего-то нового и интересного, ведь по меткому выражению В. Солоухина «душа зябнет и каменеет без улыбки». Через игру учимся выполнять артикуляционную гимнастику, правильно произносить звуки, чётко проговаривать сложные слова, составлять предложения и рассказы. Кроме того, использую нетрадиционные технологии в своей коррекционно-развивающей работе. Одна из них – песочная терапия. Детям очень нравится, когда образовательная деятельность построена с её элементами. Это развивает у них мелкую моторику пальцев рук, фонематический слух и восприятие, связную речь, грамматический строй, что является основой для полноценной и правильной речи. Моя работа позволяет дарить детям и их родителям радость от чисто произносимой речи.
Первый успех, а затем множество побед окрыляют ребёнка и меня, способствуют сильному желанию достичь хороших результатов. При каждой встрече поддерживаю доброжелательную атмосферу, чтобы дети чувствовали себя свободно и комфортно. Нужно помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, что вместе мы преодолеем все трудности.
Мне часто задают вопрос:
– За что вы любите свою работу?
Я, не задумываясь, могу ответить:
– Моя работа – это источник совершенно неожиданных поводов для ежедневного удивления и восхищения. Награда за мой труд – счастливые лица маленьких, неугомонных и непоседливых детей и благодарность их родителей. А результат моего труда – успехи моих подопечных.
Хочется дать несколько советов родителям по развитию правильной речи их детей:
1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.
2. При общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с малышом не торопясь. Звуки, слова произносите чётко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.
3. Произносите правильно слова, неправильно произнесённые ребёнком. Замечания: «Как ты говоришь!», «Что ты – не можешь сказать?» не развивают речь, а только обижают ребёнка. Некогда не смейтесь над произношением малыша, а лучше мягко напомните ребёнку, как нужно говорить: чётко, не спеша.
4. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте переспросить, понятен ли ему ваш ответ.
5. Запишите на звуковой носитель речь ребёнка. Такая запись не только поможет ребёнку в развитии речи, но и станет хорошим подарком. Главное, чтобы малыша она радовала, а не огорчала.
6. Читайте ребёнку! Пересказывайте прочитанное. Предлагайте малышу самостоятельно сделать выбор в книжном магазине – это усилит его интерес и желание заниматься чтением!
Помните: только вы и ваша вера в силы и способности ребёнка могут помочь ему развиваться гармонично!