Протопоп Аввакум – одна из наиболее ярких личностей в истории России
В XVII веке произошёл церковный раскол как результат реформы патриарха Никона. Разночтения в переводе греческих церковных книг, разница в обрядах уязвляли, подрывали авторитет церкви с того самого времени, когда в 1453 году цитадель православной церкви – город Константинополь – пал.
Никон выбрал и провёл такой вариант реформирования, что нажил себе противников. В их числе был протопоп Аввакум. Церковный собор 1654 года ввёл троеперстие. Славословие Бога "аллилуйя" отныне должны были произносить не дважды, а трижды, движение вокруг аналоя в церкви не по ходу Солнца, а против него. Это была обрядовая сторона. Но стоило Никону запретить двоеперстие, вызвать из Киева учёных монахов для исправления церковных книг, как против него ополчились "боголюбцы". О Никоне заговорили, как о "латыннике", предтече антихриста.
С раскольниками расправа была крутой. Протопопа Аввакума уже до собора отправили в ссылку в Тобольск, а оттуда – в Восточную Сибирь.
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» — уникальный памятник русской литературы XVII века. У него есть главное отличие от других произведений того времени — грубый язык, нарочитая простота.
Важная характеристика "своего отечества" в творчестве Аввакума – идея равенства. Это равенство определено уже самим устройством Вселенной, поэтому в "своём отечестве", где всем "одинаково светит" солнце, все равны перед Богом: "Если богатому кланяешься в пояс, то нищему поклонись в землю". Больше того, Аввакум утверждает, что "меньшие" наравне с "большими" имеют право решать те вопросы, от которых зависит и судьба отдельных людей, и судьба "отечества" в целом.
Аввакум побуждал старообрядцев к самосожжению, как очищению огнём от скверны.
Начало трагическому ряду крупных самосожжений положили «гари» в Каргопольском уезде. Вскоре волна самосожжений достигла Сибири: 24 октября 1687 г. произошло массовое самосожжение в Тюменском уезде, унёсшее около 300 жизней. В том же году в Верхотурском уезде в огне погибло около 100 человек. В 1688 г. в своих домах в Тобольском уезде добровольно сожгли себя около 50 человек. Однако здесь самосожжения вскоре прекратились на полстолетия, и следующее состоялось в 1751 г., когда нашлись новые фанатики-руководители.
В 1682 году за «великие на царский дом хулы» Аввакум Петрович был сожжён на костре.