Медиакарта
16:56 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Память навсегда

15:22 | 11 марта 2015
Источник: Знамя Труда

В 2015 году жители Знаменщиковского сельского поселения Сорокинского МР  увековечили память о своих земляках, проявивших сострадание и заботу о детях блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

В добровольном сборе денежных средств на изготовление и установку мемориальной доски на фасаде здания Знаменщиковской основной общеобразовательной школы участвовали коллективы администрации Знаменщиковского СП, ЗАО «Маяк», СПК «Молоко», Знаменщиковской ООШ, индивидуальные предприниматели  Н.В. Дедюхина, Е.Б. Сорокина и 35 местных граждан, из них 11 – пенсионеры.    Открытие этого памятного знака состоялось на торжественном митинге 26 февраля в 10 часов утра. Это событие стало продолжением темы, поднятой двухтомной книгой под громким заглавием «Согретые Сибирью». Главным редактором нового издания, автором и координатором одноимённого проекта является Иван Филиппович  Кнапик, член Союза журналистов России, ветеран журналистики и полиграфии. В тот день он побывал на митинге и мероприятии в краеведческом музее, на встречах с сорокинцами в районной библиотеке, журналистами АНО «ИИЦ «Знамя труда», внёсшими определённый вклад в это благое дело (по содержательным материалам наших корреспондентов сделана первая вёрстка книги «Согретые Сибирью»). Почётной гостьей села Знаменщиково была заместитель  главного редактора издательского проекта «Согретые Сибирью»  Людмила Ивановна  Марикова. При вручении памятных книг директору девятилетней школы Ольге Сергеевне  Мычко  она сказала: «Для подрастающего поколения  книги «Согретые Сибирью» станут фундаментом нравственного и патриотического воспитания, вдохновят школьников  на дальнейшие поиски новых фактов и исследовательские научные работы. Планируя выпустить в свет третий том этой книги, мы надеемся на обратную связь. Именно в вашем населённом пункте 18 ноября 1941 года был открыт первый на юге Тюменской области особый детский интернат. Первую машину от железнодорожной станции Ишим отправили сюда с детьми работников НКВД.

Не случайно в этом учебном заведении часто менялись директора, некоторые из них просто не выдержали возложенной на них огромной ответственности и частых проверок различных комиссий…

Эвакуированные из цивилизованного города жители несли в село высокую культуру. Например, в школах и детских садах района начали проводить новогодние утренники. Мне довелось встретиться с воспитанниками детских домов в Санкт-Петербурге, Тобольске, Тюмени. Они признались, что Сибирь стала для них милой и родной землёй. Вспоминали своё нелёгкое детство со слезами на глазах. Благодаря поддержке и помощи здешних жителей ленинградские дети выросли достойными гражданами нашей страны, многие создали крепкие семьи и состоялись как прекрасные работники, есть и  знаменитые люди».

 Дважды прозвенел школьный звонок, прозвучал Гимн Российской Федерации. Ведущая митинга Татьяна Свирина (РДК) предоставила слово главе администрации Знаменщиковского СП  Рахметовой Кульбайрам Магзумовне.

"Во время войны добросердечные люди щедрой Знаменщиковской земли, как своих, приняли детей одиннадцати национальностей со всех уголков Советского Союза, – сказала К. Рахметова. – Ленинградцы с трудом привыкали к суровым условиям климата и учёбы. Школа сразу перешла на работу в две смены. По воспоминаниям старожилов, в небольших тёмных классах было очень холодно и сыро. Отапливались помещения железными печками-буржуйками, для которых приходилось заготавливать дрова и взрослым, и учащимся. Недоставало учебников, писали на газетах и книгах. 

Забот, конечно, хватало всем. После уроков старше-классники шли на животноводческую ферму, где содержали около восьми коров, одиннадцати лошадей, много овец (дети сами пряли шерсть, вязали варежки, носки и другие необходимые  вещи). На десяти гектарах пашни школьники сеяли и убирали пшеницу, обрабатывали до пяти гектаров картофеля,  заготавливали на зиму овощи, насаливая по двадцать бочек капусты, собирали и сушили грибы, плоды шиповника, варили из лесных ягод варенье, а в сенокосную пору неделями находились в поле. В 1955 году  детский дом расформировали. Шли годы, ленинградцы повзрослели. В 1982 году в родном  городе Ленинграде была  организована встреча детей военного времени с директором Знаменщиковского детского дома Мешковым  Петром Ивановичем.

Хочется, чтобы наших детей, внуков, правнуков не постигла  горькая участь прадедов, дедов, бабушек, отцов, матерей, братьев, чтобы молодёжь узнавала о войнах только через фильмы, документальные книги, воспоминания старшего поколения!"

Пенсионерка Вера Николаевна Косовец (1945 г. р.) рассказывала о дружбе с девчонками интерната, с которыми на протяжении долгих лет вела по почте переписку.

Она с большой теплотой отзывается о воспитанницах детского дома  Марии и Татьяне Карпухиных, сёстрах Валуевых, Вере Зайцевой, Зое Поповой, Альме Ильц, которые потом общались между собой. К сожалению, в 2006 году связь оборвалась.

Одна воспитанница – хороший друг семьи Веры Косовец – уехала на свою малую родину (в г. Ленинград), стала профессором. Она написала книгу о своём детстве, но не успела передать её...  Мать Веры Николаевны Клавдия Никитична и её родная сестра  Васса Никитична Знаменщиковы трудились не покладая рук в детском доме (сначала Клавдия была рабочей подсобного хозяйства, потом няней, Васса – завхозом и поваром). Их рассказы трогали душу – особенно истории тёти Вассы. Она ездила на лошади за продуктами в с. Сорокино. Хрупкой женщине приходилось грузить мешки с мукой по 50 килограммов. Васса Знаменщикова боялась увязнуть по дороге в непролазной грязи и  опасалась грабителей. Однажды (когда она работала на кухне) в открытую дверь столовой заскочил огромный волк. Беды он не наделал, убежал, испугавшись криков и звона посуды, но натерпелись страху…

Своё выступление на митинге Вера Николаевна закончила наставлением: «Душа у меня болит за наших земляков: родителей, пришедших с фронта солдат, погибших защитников Отечества  Второй мировой войны; за детей блокадного Ленинграда и народ сегодняшней Украины. Обращаюсь ко всем  людям Земли, молодёжи: берегите мир, своё здоровье, умейте ценить жизнь!»

Председатель районной Думы  Мария Калиновна  Поздеева высказала пожелание, чтобы каждый житель Сорокинского района был достоин памяти своих земляков, подаривших в годы войны  всю свою любовь обездоленным детям, сохранивших  им жизнь.

  Право открыть мемориальную доску было предоставлено почётной жительнице Сорокинского МР из села Знаменщиково  Серафиме Петровне Плесовских и лучшему ученику восьмого класса Данилу Федосееву. После возложения живых гвоздик участников митинга (среди них – дети дошкольного возраста, празднично одетые  ученики) пригласили на школьный урок мужества, где они с волнением смотрели документальные фильмы о детях блокадного Ленинграда, внимательно слушали воспоминания пожилых женщин, попробовали на вкус 125-граммовую пайку чёрного хлеба (в военное время в тесто добавляли жмых, пекли вязкий хлеб на дрожжах из картофеля). Мне и редактору «Радио Сорокино» Сергею Васюковичу удалось пообщаться с очевидицами тех далёких событий Н.Ф. Бобровой, Е.М. Гебель и В.Н. Косовец.

  Старшая воспитательница  Надежда Фёдоровна Боброва (Чулошникова) свидетельствует, что эвакуированные дети были полностью обеспечены. Она вспоминает: «Кормили их вдоволь, одевали, обували, но они хотели быть в домашней обстановке. Если кто-то из сельчан копает огород, они обязательно зайдут к нему и помогут. Мы, как могли, боролись с грустью и печалью ребятишек. Роль воспитателей взяли на себя местные жители. Односельчане отличались большой добротой и щедростью. Через два года после прибытия к нам ленинградцев родные стали  разыскивать своих  детей и увозить. Двоим детям из одной семьи мать написала в письме, что из-за плохих условий жизни пока не может забрать их домой, они рыдали. Когда расформировывали детский дом, я развозила своих подопечных по городам (Тюмень, Омск, Кемерово, Шадринск)… При руководителе Головине Алексее Васильевиче было создано пять групп по 30 человек (младшая, средние и старшие группы)».

Елизавета Максимовна Гебель знает по рассказам старших, что истощённых больных лениградских детей постоянно лечили настоями трав, топили для них бани. Елизавета Гебель родилась в 1940 году. В ходе беседы она сказала: «Росла я в многодетной семье участника Великой Отечественной войны Максима Демьяновича Орликова. Сейчас мы с братом Александром  Максимовичем остались  вдвоём. Он фронтовик. Как и наша мать – Прасковья Семёновна, Александр на досуге катал валенки. Мама же исполняла заказы эвакуированного детского дома.

Я со второго класса начала зарабатывать деньги себе на платье, книги и учебники, ходила за десять километров, чтобы полоть осот, ела его. Было в жизни и такое: ребёнка не пускали учиться в семилетнюю Знаменщиковскую школу, если его родители не привезут пять кубометров дров. Когда прощались, все плакали. Жаль было расставаться с одноклассниками, особенно с подружками (Раисой  и Марией Совкаевыми). Я тогда училась в пятом классе. Совкаевы вернулись в родную Калмыкию, некоторых детдомовцев отправили в сёла Готопутово и Жидоусово. Три года тому назад я повстречала в райцентре Николая Теньковского. Кто знал, что из отчаянного мальчишки-забияки вырастет очень порядочный и умный мужчина? Глубокий след в моей душе оставила воспитательница старшей группы  Людмила Георгиевна Калугина, хочется увидеть её хоть разок. Она сейчас живёт у своей сестры в городе Ишиме. Людмила Георгиевна неплохо играла на баяне, обучала школьников пению и танцам, организовывала интересные концерты. Большим уважением и авторитетом в селе пользовался директор школы-интерната Пётр Мешков, он заменил сиротам отца. К сожалению, его перевели в Омутинский район. Много воды утекло с тех пор. На протяжении всей жизни наша семья ухаживала за могилой бухгалтера детского дома – эстонца Германа Борисовича (забыла фамилию, да и могилу давно сравняли с землёй, но всякий раз  я  преклоняю голову перед светлой памятью этого благородного человека). Если кто-то из его родственников найдёт меня или напишет мне письмо, то я отзовусь».

В начале войны под детский дом было подготовлено несколько строений. На месте старой школы сегодня непри-глядное двухэтажное здание администрации бывшего колхоза им. Чапаева и  ЗАО «Маяк». По словам В. Косовец, сохранилось два дома (один – жилой). В одном была учительская, другой использовали для хозяйственных нужд. Это самые настоящие памятники истории села Знаменщиково!

Автор: Тамара Бычкова