Медиакарта
5:07 | 13 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

Слово многими рифмами расширяю

16:07 | 07 марта 2015

Наверное, в разговоре о религии неуместно ранжирование, но так уж у нас принято. И говоря о самой известной иконе нашего города, девять из десяти человек скажут – Абалакская «Знамение» Божией матери. И почему-то менее известен другой образ – икона Божией Матери, именуемая «Тобольская». А ведь слава её простирается из XVIII века. За этой иконой верующие люди числят многие чудеса, в том числе и спасение Тобольска от эпидемии холеры в 1848 году.

А привёз этот образ в Тобольск в XVIII веке Черниговский архиепископ Иоанн.

Свято слово

Иоанн Тобольский – митрополит, миссионер и просветитель. Прославлен в лике святителей в 1916 году, и это была последняя канонизация синодальной эпохи Российской церкви… Писатель. Вот и в житие святителя Иоанна сказано: «Едино у него увеселение было – писать душеполезные сочинения».

Литературовед Сергей Николаев считает Иоанна «несомненно самым плодовитым поэтом начала XVIII века». Десятки тысяч стихотворных строк оставил после себя тобольский митрополит. Была и проза… Современники, впрочем, снисходительно относились к качеству сих произведений. Вот Антиох Кантемир напролом просто заявил, что в «Алфавите» Иоанна Максимовича «ничего путного не найдешь».

Ну да на всех не угодишь. А произведения монашествующего литератора народом грамотным читались, о чём говорит то, что переиздавались они и в просвещённом XIX веке.

О своих творческих потугах автор говорил скромно: «Не новое аз пишу, з святых собираю слово многими рифмами разширяю». Не стоит забывать и о том, что просвещённый митрополит был усердным переводчиком и во многом способствовал развитию этого творческого ремесла в России.

Путь святонравия

Тобольский святитель, краса и гордость православной церкви, родился в украинском городке Нежин в 1651 году. А отцом его был шляхтич Максим Васильковский. Все 11 сыновей этого человека получили фамилию Максимович.Позднее в автобиографическом сочинении «Путник» сообщает Иоанн о своём взрослении следующее: «От юности моея многое множество книг собрах и содержах яко драгое богатство».

Наш герой прошёл курс обучения в славной Киево-Могилянской академии. По окончании академии Максимович был оставлен в ней в качестве преподавателя латыни. В 1675 году он принял в Киево-Печерской лавре монашеский постриг с именем в честь святителя Иоанна Златоуста и был назначен лаврским проповедником. В это время Украину делили-рвали между собой поляки и турки. Османская империя двинула на заднепровскую часть страны вой­ско Ибрагим-паши («Шайтана»). В 1677 году делегация украинского духовенства отправилась в Москву с просьбой о помощи. Она была оказана… А лаврский иеромонах Иоанн удостоился встречи с царём Фёдором Алексеевичем.

Дальше церковная карьера Иоанна развивалась по восходящей. И он возведён был в сан архимандрита Успенского монастыря в Чернигове. Того самого, откуда «родом» икона Тобольской Божией Матери.

Рядом с Мазепой

Потом Иоанн Максимович был избран и черниговским архиереем. Причём грамоту в Москву к царю и патриарху писана была гетманом Мазепой, верно служившим России (всё-таки второй по счёту кавалер ордена Андрея Первозванного), а потом великолепно изменившим ей со шведами.

Отметим, что архиепископ Иоанн оказывал большую поддержку Димитрию Ростовскому – духовному писателю. И ещё вспомним, что сейчас в репертуаре Тобольского театра есть спектакль «Рождественская история», в котором звучат канты того самого Димитрия.

Иоанн Максимович был не только просвещённым, но и весьма деятельным иерархом. Он основал славяно-латинскую школу, и тот Черниговский коллегиум стал фактически первой духовной семинарией в России.

Открыл Иоанн и друкарню-типографию, в которой печатались богослужебные книги, латинские переводы, учебные пособия, литература духовно-нравственного содержания, в том числе и труды самого Иоанна.

Тогда же он встречался с Петром I и выразил уверенность в том, что шведская армия падёт в сражении с царём русским… А Мазепу, недавнего своего благодетеля, Иоанн предал вечному проклятию за измену в Троицком соборе. Бывший гетман попытался возвести навет на черниговского архиепископа, но расследование, проведённое московскими людьми, доказало невинов­ность Иоанна.

Митрополитом на украину

В Чернигове, на одной украине* русской земли, Иоанн Максимович создал большую часть своего литературно-богословского наследия. Но и на пути к другой украине, в Тобольск, писал он силлабическими стихами автобиографическое сочинение «Путник».

В Сибирь же Иоанн был определён в 1711 году велением императора Петра Великого. Это было, конечно, повышение (митрополит всё-таки), но многие поговаривали и о ссылке. Что вроде как вышел у Иоанна некий хозяйственный спор с всесильным в то время Меншиковым, который и «выхлопотал» сибирское назначение для упрямого черниговца. И вспоминали некоторые, будто бы Иоанн, узнав про то, произнёс: «Да, далеко мне ехать, но он будет ещё дальше меня»… Пророчество сбылось 16 лет спустя (уж и Иоанна-то в живых давно не было) – Меншикова закатали-таки в Берёзов.

В Тобольск новый митрополит прибыл 14 августа 1712 года, но в город сразу не вошёл. Отправился на дощанике по Иртышу в Знаменский монастырь, вернулся на борт и заночевал на судне. А вот на следующий день уже официально вступил Иоанн на территорию Софийского двора, отслужил литургию в соборе и принял управление епархией.

Новый митрополит управлял сибирской паствой, в общем-то, недолго – в июне 1715 году уже отошёл в мир иной, и тем удивительней посмертная светлая слава его.

Вёл он активную миссионерскую деятельность, встретив в этом полное понимание деятельного генерал-губернатора князя Гагарина. Поддержал Иоанн и начинание предшественника своего Филофея, пригласив в основанную тем славяно-латинскую школу преподавателей из Киева и Чернигова. Строил митрополит Иоанн храмы, в том числе и каменные. Активно внедрял в сознание тоболяков понятие благотворительности – к концу его жизни в городе было уже 20 богаделен.

Сочинительством занимался уже не так активно, как на родной земле, но широко известен его перевод немецкого богословского труда «Илиотропион». Были и другие писания.

*Украина – здесь в значении «пограничная земля», широко применявшимся на Руси до XVIII века.

Жизнь после жизни

Судьба Иоанна Максимовича могла бы стать сюжетом исторического романа. Впрочем, и посмертная история его настолько невероятна, что иногда думается: да не писатели ли всё это насочинили? Есть в ней и отголоски Достоевского, и запашок Труфанова, и брызги слюны Емельяна Ярославского.

Иоанн скончался в Тобольске 9 июня 1715 года. Приближённые вспоминали, что он отслужил литургию, затем на трапезе для духовенства и нищих прислуживал застольщикам. Вышел в свои покои… Умер во время молитвы перед той самой Черниговской Богородицей, почитающейся сегодня как икона Тобольской Божией Матери.Тело Иоанна было погребено с отпеванием по монашескому чину в деревянном приделе Софийского собора. Над надгробием была помещена стихотворная надпись.

Шло время. Придел неоднократно перестраивали. В 1826 года гроб был перенесён в новую могилу (в том же алтаре). В 1844 на деньги местного купца Мясникова над захоронением Иоанна был установлен мраморный памятник.

По старой церковной традиции с 1798 года в особой книге записывались чудеса, происходящие у гроба митрополита Иоанна. Были они или нет? Сам не видел – врать не стану.

В начале XX века тобольский епископ Варнава (Накропин) всерьёз начал продвигать идею канонизации Иоанна… И всё бы ничего, да репутация у того Варнавы была хуже некуда. Ставленник Григория Распутина. Весьма скандальная фигура. В 1917 году профессор-протоиерей Тимофей Буткевич писал: «Огородник Варнава, не умевший написать грамотно двух слов, гнавший науку и просвещение, был возведён в сан архиепископа!»И эти люди пеклись о прославлении одного из образованнейших людей своего времени. Такая вот… загогулина.

Как решаются вопросы

Варнава старался как мог. В 1913 году он писал в Синод и лично императору Николаю II о необходимости канонизации митрополита Иоанна. Синод ответил сдержанно – надо, мол, изучить вопрос и проанализировать чудеса.

Шустрый епископ, метящий в архиепископы, организовал комиссию и 16 октября 1914 года поднял из склепа останки Иоанна, переложив в особую раку. Комиссия заявила: «Господь прославил Своего угодника нетлением и благоуханием костей подобно большинству открытопочивающих святителей Российской Церкви».В 1915 году Варнава уже собственноустно доказывал Святейшему синоду истинность результатов работы комиссии, но его доклад сочли малоубедительным. И тогда епископ, поздравляя Николая II с принятием звания Верховного главнокомандующего телеграммой, черкнул между делом прошение разрешить прославить Иоанна.

Император ответил в своём стиле (в таком вот стиле империи и профукивали): «Пропеть величание можно, прославить нельзя».

Но всё дело было в том, что «пропеть величание» можно было тем, кто прославлен в лике святых. И Варнава воспользовался парадоксальной резолюцией императора. Он совершил прилюдный молебен у раки Иоанна Максимовича, пропев тропари святителю Иоанну Златоусту. И с припевом: «Святителю, отче Иоанне, моли Бога о нас».

Это была по церковному уставу дерзость. И с ней разбирался Синод. Варнава довольно нахально заявил членам его, что «совершил канонизацию по указанию свыше», и укатил себе в Тобольск.

Священный Синод требовал дезавуировать самовольное прославление, но, очевидно, тут промелькнула тень Распутина, и Николай II дал поручение «проявить снисходительность к епископу Варнаве, действовавшему по ревности, а не по злому умыслу».

Высочайший намёк был понят. В декабре 1915 года архиепископ Литовский Тихон (Беллавин) произвёл осмотр гроба на месте в Тобольске. 20 января 1916 года императору был представлен синодальный доклад, говоривший о возможности совершить канонизацию митрополита Иоанна.

Николай II наложил следующую резолюцию: «Приемлю предположение Святейшего Синода с умилением и тем большим чувством радости, что верю в предстательство Святителя Иоанна Максимовича, в эту годину испытаний, за Русь православную».

Тобольский святой

В эту вот «годину испытаний» – во время Первой мировой войны и накануне революций – 10 июня 1916 года в нашем славном городе состоялось торжественное прославление Иоанна Тобольского.Тринадцать архиереев собралось по такому поводу. И более пятидесяти тысяч (!!!) паломников. В этот день было публично зачитано Деяние Священного Синода о канонизации Иоанна. Днём памяти назначили день смерти Тобольского Святителя – 10 июня*.Телеграммами отметили событие, не сумевшие прибыть представители первой семьи империи – Николай II и Александра Фёдоровна, великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Уже на следующий день (11 июня 1916 года) только-только набравший студентов Тобольский учительский институт принял имя Иоанна Максимовича. Был он после этого и педтехникумом, и пединститутом, и академией. Теперь вот – филиал. Ну, это к делу и Максимовичу не относится.

Красная экспертиза

Относится вот что… Революции и Гражданская война. Красная армия вошла в Тобольск в 1919 году. Перед сменой власти церковники наивно пытались спрятать мощи Иоанна Тобольского в подвале Покровского собора, но куда там…

Осенью 1922 года православную реликвию извлекли на свет безбожий и подвергли судилищу. Да-да, а как иначе назвать массовый антирелигиозный митинг, случивший на паперти Покровского собора? Приговор был относительно мягок – подсудимые останки не выбросили на свалку истории, а в качестве доказательства того, что мир материален, выставили в антирелигиозном отделе Тобольского краеведческого музея. Во имя просвещения народного, стало быть.

Великая Отечественная война многое изменила в сознании народа и, в первую очередь, правителей страны. Религию не то чтобы амнистировали по-чистой, но, так сказать, смягчили для неё режим содержания. Это послабление коснулось и Тобольска, и его святителя тоже. В 1946 году архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов), в своё время сам оттянувший лагерную лямку Соловков и Барабинскую ссылку, осмотрел в Тобольске мощи Иоанна. Далее он обратился к патриарху Алексию I за поддержкой и направил ходатайство в Совет по делам церкви при Совете Министров СССР. И ходатайство сие было удовлетворено!14 июня 1947 года мощи святителя Иоанна были возвращены в Покровский собор.

Вот такая, друзья мои, история. История священнослужителя и просветителя. История человека, для которого «едино увеселение было – писать душеполезные сочинения».

*по юлианскому календарю

Автор: Дмитрий КАРАСИЕР