Который год на передвижной звоннице, а теперь и на колокольне храма Святителя Николая Чудотворца, что в Боровском, служит звонарём Клавдия Смолина, человек открытый и искренний, самодеятельный поэт, женщина нелёгкой судьбы.
В прошлом инженер-строитель, дорожник, а ещё с перестроечных времён скромный предприниматель, вынужденный заниматься «бизнесом» не по призванию или прихоти, а по необходимости – надо было растить и учить детей. Двух сыновей подняла Клавдия Петровна, воспитав их достойными людьми. Не довелось ей рассчитывать на поддержку второй половины, хотя и не винит она никого в неудачном замужестве.
Считает, что по молодости лет просто не хватило житейской мудрости. Может быть, слишком идеальными были её представления о семье, в основу которых легла любовь матери, Пелагеи Павловны Куниловской из рода Текутьевых, очень работящей и мудрой женщины, к своей поздно рождённой дочери.
Смыслом жизни Клавдии Петровны стали её сыновья, Никита и Илья. Хоть и разные по характеру, выросли они достойными людьми. Старший Никита, более сильный и мужественный, служил в десантных войсках, в составе Псковской дивизии выполнял воинский долг в Чечне, с группой российских миротворцев побывал в Югославии. Сейчас Никита, кроме работы, занимается общественными делами в районном отделении ветеранов Афганистана «Боевого братства».
О том, что довелось ему пережить в «горячих» точках, матери никогда не рассказывает. Хотя из редких реплик сына и его друзей, газетных публикаций и телепередач Клавдия Петровна хорошо знает, каким тяжким испытанием для молодых ребят была гибель друзей и однополчан, кровавое месиво войны. Как никто другой, ведь оба её сына исполнили до конца свой воинский долг, она чувствует боль молодых солдат, принимающих участие в боевых действиях. Солдатам призыва 1993-94 гг. она посвятила одно из своих пронзительнейших стихотворений, строки которого, по её признанию, рождались в самом сердце:
Меня не спросили, и нет моей воли
Выйти из этой войны.
Я не хотел причинять людям боли,
Но мы не вольны.
В руках – не игрушки, уже не играю.
Прости меня, мама, но я убиваю…
Перед глазами сейчас не слеза.
Глаза твои, мама, в тревоге глаза –
Страшная весть и беда на пороге
Прости меня, мама, за эти тревоги.
Укрыло обоих нас белой фатой,
Прости меня, мама, за волос седой…
Слушатели литературных вечеров (их организатором является руководитель Боровского краеведческого музея Н.И.Дударева) рассказывают о неизгладимом впечатлении, которое производят стихи К.П.Смолиной, затрагивая самые чувствительные струны души, да так, что слезы льются ручьём.
Говоря о младшем из детей, Клавдия Петровна отмечает скромность сына, его излишнюю застенчивость и неуверенность в себе. Мать и старший брат во время его учёбы в школе и военном училище поддерживали в нем веру в себя, где нужно — напутствовали, где можно — одобряли. Приятно было видеть, как у парня появлялись всё новые и новые достижения и победы, как из мальчика превращается он в настоящего мужчину. После окончания ТВВИКУ молодого офицера направили для прохождения службы в Ленинградскую область. Отзывы командования части о нём были самые хорошие. Без трудностей, конечно, не обходилось, но он научился преодолевать их сам, да и на помощь старших офицеров мог положиться.
Страшная весть настигла Клавдию Петровну в апреле 2010 года. Илья погиб на учениях, по дикой случайности и не по своей вине. Узнала она об этом из телевизионных новостей. Разве можно передать словами боль матери? Ещё один риторический вопрос, на который не может быть ответа. Боль, которая не проходит никогда, она всегда с тобой. Каждый день перебирает она в памяти разговоры с Ильёй по телефону, все эпизоды его пятилетней жизни в казармах. Не забыть ей и первую фразу старшего Никиты, произнесённую по телефону с далёкого африканского континента, куда он летал, работая в авиакомпании: «За что это нам?» И на этот вопрос ответа тоже не существует. Разве кто-то скажет: человеку даётся вынести, сколько ему по силам. Если это так, считает Клавдия Петровна, значит, она сильная женщина.
Множество раз приходила она в храм молиться за сына, просила у Бога помощи пережить тяжёлую утрату. С особым теплом говорит о роли священника, сегодня он настоятель храма Святителя Николая Чудотворца в Боровском, иерея Евгения Пуртова, который нашёл нужные слова и подарил надежду на то, что со временем сильная боль, если очень постараться, превратится в светлую печаль. Человек образованный, мудрый и очень деятельный, он стал вовлекать Клавдию Петровну в дела прихода, настоял, чтобы попробовала себя в качестве звонаря. Не без упорства с её стороны и мозолей на руках – получилось. Как говорит она сама, с верой и Богом самый тяжкий путь становится легче.
По настоянию и благословению отца Евгения поехала на фестиваль колокольного звона в Усолье Пермского края. Кстати, в городке этом тоже есть церковь Святителя Николая Чудотворца. Построена она по проекту известного архитектора Воронихина в память о героях Отечественной войны 1812 года.
Сколько впечатлений осталось у Клавдии Петровны от поездки, со сколькими интересными людьми удалось ей встретиться и пообщаться! Там же состоялось первое её живое «выступление» на колокольне храма. Именно оно запечатлено на снимке.
Организовал отец Евгений и семинар для боровских звонарей, вёл который известный на всю Россию мастер колокольного искусства Владимир Петровский. Педагогом он тоже оказался отменным.
Была ещё и поездка с батюшкой в Каменск-Уральский, где отливали колокола для передвижной звонницы. Её выкатывают по большим праздникам. На Пасху, например, поупражняться в колокольном звоне можно всем желающим. Такова православная традиция. Те колокола, что на колокольне, установили уже позднее на средства спонсора.
Так уж повелось в последние годы, звонарями всё чаще становятся женщины, хотя когда-то было это дело сугубо мужским. (В русском языке слово «звонарь» даже не имеет формы женского рода. Не будешь же говорить «звонариха»). Храм Святителя Николая в Боровском не исключение. Вместе с моей героиней секреты колокольного звона осваивают и другие славные представительницы прекрасной половины Боровского: Екатерина Дермилёва, Наталья Филиппова и Наталья Резинова. От скромности ли, от стремления поддержать молодых коллег, Клавдия Петровна уверяет, что во многом они уже превосходят свою наставницу. Не закрыта для благого дела дорога и мужчинам.
С улыбкой вспоминает К.П.Смолина свой первый опыт. Говорит, что во время первого звона была почти в состоянии шока. Это потом уже начинаешь понимать и делать то, что нужно. Приходит лёгкость и ясность ума, обостряется восприятие.
Клавдия Петровна не замыкается заботами о внуках и приходскими делами. Все чаще привлекают её к работе члены районного отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», руководит которым боровчанин О.Т.Рузибаев: участие во встречах, митингах памяти, юбилейных и прочих мероприятиях, цель которых сохранить память о событиях и мужественных солдатах-земляках конца 20 – начала 21 века. Недавно побывала она вместе с ветеранами в детской колонии в Винзилях. Запомнила их глаза, в них тоска и одиночество. Говорят, некоторые подростки тоже украдкой вытирали глаза, когда К.П.Смолина беседовала с ребятами и читала им свои стихи.
Вот так и получается, что сердечность, открытость и доброта, желание помогать людям не позволяют ей замыкаться на материнском горе и поддаваться болезням. Сквозь светлую печаль она однажды напишет:
Надо ждать от жизни хорошего,
От людей – любви и добра.
Пусть сегодня земля запорошена,
Но не вечно стоят холода.
Солнце брызнет однажды ярко -
Станет сердцу легко и жарко.
И закон законов исполнится -
Любовью весь мир наполнится.
Именно об этом поют колокола, послушные рукам и сердцу Клавдии Смолиной. О чём же ещё, если не о любви и Божьей милости может быть молитва женщины на этой Земле.