Медиакарта
12:35 | 14 декабря 2025
Портал СМИ Тюменской области

Валюта, бывает лютой

В соответствии с ч. 3 статьи 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» таможенные органы являются агентами валютного контроля. Обязанность агентов валютного контроля и их должностных лиц осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. В Тюменской таможне эта функция возложена на отделение валютного контроля (оВК).
Чаще всего участниками ВЭД не соблюдаются обязательства по обеспечению поступления от контрагентов денежных средств (как в валюте РФ, так и в иностранной валюте) на свои банковские счета в уполномоченных банках за переданные (экспортируемые) товары. Эта обязанность предусмотрена п. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Наличие данной обязанности и точный срок ее выполнения предусматриваются внешнеторговым договором (контрактом).

С начала 2010 года должностными лицами оВК Тюменской таможни возбуждено 75 дела об административном правонарушении по ч.4 ст. 15.25 КоАП РФ на сумму 36,5 млн. рублей.
Тюменская таможня информирует, что за нарушение валютного законодательства предусмотрены значительные штрафы - от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета предприятия. Например, если на счет в банке предприятия должна поступить валюта в сумме 4 млн. рублей, то штраф за не поступление может составить от 3-х до 4-х млн. рублей, т.е. 75-100%.

Продавцам – резидентам в целях исполнения возложенных на них обязанностей следует предпринимать определенные меры, к числу которых могут быть отнесены:
а) на стадии предконтрактной подготовки:
- выяснение через торгово-промышленную палату, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежности и деловой репутации;
б) на стадии заключения контракта:
- применение таких форм расчетов по договору, которые исключают риск неисполнения контрагентом обязательств по договору (например: предварительная оплата покупателем продавцу за передаваемый товар);
- внесение в договор способа обеспечения исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации партнера (неустойка, поручительство, залог, задаток и т.д.);
- разработка механизма разрешения возможных разногласий с четким указанием сроков досудебных способов защиты нарушенных прав и указанием, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор; в) после неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств: - ведение претензионной работы (переписка с иностранной стороной по факту нарушения обязательств по договору, предъявление претензии);
- предъявление после ответа на претензию или истечения срока ответа искового заявления в судебные органы с требованием о взыскании с контрагента причитающейся суммы.

Справка
1. Согласно п.80 ч.2 ст.28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица агентов валютного контроля вправе составлять протоколы об АП, предусмотренных ст. 15.25 КоАП России.
2. Понятие «резидент» определено п.6 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»:
«6) резиденты:
а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;
д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами».